Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Медилайн" (далее - Заявитель) на действия ГБУ ПК "Дубровский ПНИ" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания для получателей социальных услуг ГБУ ПК "Дубровский ПНИ" (изв.N 0156200009922000926),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009922000926 Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по организации питания для получателей социальных услуг ГБУ ПК "Дубровский ПНИ".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 05.10.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 125 640 625,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 26.10.2022 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности, поскольку услуги по оказанию лечебного питания имеют высокую социальную значимость и недостаточная квалификация участника закупки может повлечь за собой не только негативные финансовые последствия, но и причинение вреда жизни и здоровью получателей социальных услуг.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводов жалобы не согласны, указав в письменных пояснениях, что Исполнитель осуществляет закупку, контроль качества продуктов, приготовление пищи по готовым меню раскладкам и доставку питания до Заказчика, в условиях, не относящихся к Медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии пп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность установлен Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с указанным перечнем работы (услуги) по диетологии относятся к медицинской деятельности, соответственно, подлежат лицензированию.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении Верховного Суда РФ от 12.04.2021 N 309-ЭС21-3309 по делу N А60-39147/2019, приготовление лечебного питания не является медицинской услугой, в связи с чем установленное в аукционной документации требование о наличии у участников действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности не требуется.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно Письму Минтруда РФ от 05.01.2003 N 30-ГК "О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" психоневрологический интернат - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
В данной норме нет прямо указания на конкретный вид питания.
Проанализировав извещение и приложения к нему, а также представленную Заказчиком информацию, Комиссией установлено следующее.
Диеты в филиалах ГБУ ПК "Губахинский ПНИ":
1 - язва желудка и двенадцатиперстной кишки;
5 - заболевания желчных путей и печени;
9 - сахарный диабет;
15 - заболевания, не требующие диет (общий стол).
Вместе с тем, 594 человек от общего объема содержащихся в учреждении обеспечиваются обычным общественным питанием, что составляет 95, 04%.
Таким образом, что в учреждениях Заказчика проживают граждане, которым требуется общественное питание, но также на территории данного учреждения проживают граждане с заболеваниями, которым требуется лечебное питание.
Следовательно, требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности (диетологии) является излишним и приводило бы к ограничению потенциальных участников закупки.
Соответственно, данный довод жалобы не нашел подтверждения. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
2. Заявитель также полагает, что на основании Постановления Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" оказывать услуги общественного питания могут только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что ПП РФ N 99 утратило силу с 01.01.2022 г.
В настоящий момент действует Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571).
Согласно п. 33 Приложения к ПП РФ N 2571 при оказании услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления:
Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0156200009922000926 требования к содержанию, составу заявки указаны в отдельном файле. Так, согласно п. 1.14 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено следующее: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- Требования в соответствии с позицией 33 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ от 29.12.2021 N 2571). Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: опыт исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям*: 1. Исполненный договор 2. Акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров. * Предоставляемые информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям должны соответствовать положениям ч. 3 ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, Комиссия установила, что в п. 1.14 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" к участникам закупки установлено требование в соответствии с п. 33 ПП РФ N 2571.
Следовательно, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений Закона о закупках не усматривает.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медилайн" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания для получателей социальных услуг ГБУ ПК "Дубровский ПНИ" (изв.N 0156200009922000926) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 октября 2022 г. N 15772/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2022