Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя управления - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - начальника отдела, А.А. Кириллова, старшего государственного инспектора, О.В. Роговой (далее - Комиссия), рассмотрев обращение КГБОУ ДО "Красноярский краевой дворец пионеров" (далее - заказчик) о внесении сведений об ООО "Консалтинвест" (ИНН - 7842200290) (далее - общество, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о внесении сведений об ООО "Консалтинвест" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N ЭА 2022/08-2-М от 15.08.2022 (реестровый номер 2246606774122000025), заключенного по результатам определения поставщика
(подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-10333/22 "Услуги по организации и проведению краевого слета юных инспекторов движения" номер извещения 0119200000122009163.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Консалтинвест" условий такого контракта.
Красноярским УФАС России по адресам местонахождения заказчика и общества были направлены уведомления о проведении проверки по включению РНП, в которых содержались требования о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссией Красноярского УФАС России 21.10.2022 в 12 часов 30 минут (по местному времени) было рассмотрено по существу обращение заказчика и представленные им документы в отсутствии представителей заказчика, общества, надлежащим образом уведомленных. Заказчик направил ходатайство о рассмотрении обращения в его отсутствие. От общества в адрес Красноярского УФАС не поступили пояснения о причинах неисполнения контракта.
Из обращения заказчика, следует, что между КГБОУ ДО "Красноярский краевой дворец пионеров" ООО "Консалтинвест" по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт N ЭА 2022/08-2-М от 15.08.2022 на оказание услуг по организации и проведению краевого слета юных инспекторов движения. В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ООО "Консалтинвест" направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона.
По результатам проведения электронного аукциона между заказчиком и ООО "Консалтинвест" заключен контракт, где исполнитель обязуется в установленный срок оказать услуги по организации и проведению краевого слета юных инспекторов движения, а заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату оказанных услуг в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 3.1.1 контракта "Исполнитель обязуется: Оказать услуги, указанные в пункте 1.1 настоящего Контракта, в соответствии с техническим заданием".
Согласно пунктам 3.2.1 контракта "Заказчик обязуется: Принимать оказанные услуги, проверяя их состав и качество на соответствие требованиям технического задания".
В соответствии с пунктом 4.2 контракта "Сроки оказания услуг: С момента заключения контракта по 05.10.2022 (согласно приложению 1 к настоящему контракту)".
Согласно пункту 11.1 контракта "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации".
Согласно пояснениям, поступившим от заказчика, на момент принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке контракт не исполнен.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с указанным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В связи с ненадлежащим исполнением ООО "Консалтинвест" своих обязательств по контракту, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктами 11.1 контракта, пунктами 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия обращает внимание на то, что при рассмотрении обращения о внесении сведений об ООО "Консалтинвест" в реестр недобросовестных поставщиков, оценивался порядок соблюдения условий расторжения контракта во взаимосвязи с фактическим поведением заказчика и поставщика.
Комиссией установлено, что контракт в пункте 11.1 содержит возможность расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в случае существенного нарушения контракта одной из сторон.
В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту, заказчиком 03.10.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Согласно пояснениям заказчика на основании статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления общества об одностороннем расторжении контракта заказчик посчитал - 03.10.2022 (дата размещения в ЕИС). При этом датой расторжения контракта заказчик посчитал 14.10.2022, согласно ЕИС. Заказчик 17.10.2022 в ЕИС разместил информацию о статусе контракта как "Исполнение прекращено".
Из представленных пояснений заказчика следует, что в соответствии с п.1.2. контракта, услуги исполнителем оказываются в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта (Приложение 1).
Пункт 4.2. контракта указывает на сроки оказания услуг, а именно с момента заключения контракта по 05.10.2022 (согласно приложению 1 к настоящему контракту).
В соответствии с техническим заданием Исполнитель для организации и проведения краевого слёта должен:
- обеспечить кубками победителей краевого конкурса "Безопасное колесо"
в командном первенстве,
- обеспечить призами победителей краевого конкурса "Безопасное колесо"
в командном первенстве,
- обеспечить призами победителей краевого конкурса "Безопасное колесо"
в личном первенстве (мальчики, девочки),
- обеспечить кубками победителей краевого конкурса видеороликов
по безопасности дорожного движения "Агит-ЮИД" (средняя и старшая возрастная группа),
- обеспечить призами победителей краевого конкурса видеороликов
по безопасности дорожного движения "Агит-ЮИД" (средняя и старшая возрастная группа),
- обеспечить дипломами, благодарственными письмами, рамками и медалями,
- обеспечить бейджами участников и сопровождающих педагогов практического тура краевого слёта,
- обеспечить интернет-платформой проведения мероприятий краевого слёта (выполнения конкурсных заданий краевого слёта, групповой работы участников краевого слёта, дистанционной онлайн-защиты работ,
- организовать церемонию открытия краевого слёта (обеспечение помещением и оборудованием, работа ведущих, видеозапись, онлайн трансляция),
- Организовать церемонию награждения победителей краевого слёта (обеспечение помещением и оборудованием, работа ведущих, видеозапись, онлайн-подключение победителей, онлайн трансляция),
- организовать работу модераторов краевого слёта,
- организовать работу экспертов краевого слёта,
- обеспечить местом проживания участников практического тура краевого слёта,
- обеспечить питанием участников практического тура краевого слёта,
- обеспечить транспортом участников практического тура краевого слёта,
- обеспечить видеосъемкой и презентационным видеороликом
по итогам краевого слёта,
- обеспечить информационным освещением в СМИ (телесюжет),
- обеспечить оформление места проведения практического тура краевого слёта,
- обеспечить сувенирной продукцией участников краевого слёта,
- обеспечить обновление разметки для проведения практических испытаний "Фигурное вождение велосипеда" и "Автогород".
Однако по состоянию на дату вынесения (03.10.2022) заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта исполнителем не исполнен ни один из пунктов, чем было сорвано проведение краевого слёта юных инспекторов движения надлежащим образом.
Ответы на претензии от 05.09.2022 исх. N 401 и от 23.09.2022 исх. N 429 исполнителя заказчику не поступали.
Писем о намерении расторгнуть контракт по соглашению сторон Заказчику не поступало.
Таким образом, Исполнитель не исполнил обязательства по контракту, услуга не оказана.
Комиссия установила, что заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке. В свою очередь, обществу был предоставлен 10-ти дневный срок для устранения причин, послуживших принятию решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия так же установила, что обществом в адрес заказчика, а так же в адрес Красноярского УФАС России не представлены материалы, указывающие на причины ненадлежащего исполнения обществом обязательств по контракту, а так же материалы, подтверждающие невозможность исполнения контракта по причине действия непреодолимой силы.
В адрес Комиссии также не было представлено доказательств, позволяющих прийти к выводу об отсутствии вины ООО "Консалтинвест" в неоказании услуги, предусмотренной контрактом.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, послужившие для заказчика основанием для принятия 03.10.2022 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное решение принято заказчиком обоснованно. Нарушений со стороны заказчика порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, установленного Законом о контрактной системе, влекущих отказ заказчику во включении сведений об ООО "Консалтинвест" в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссией не установлено.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Указанных доказательств со стороны заказчика или исполнителя в адрес Комиссии представлено не было, Комиссией указанные доказательства также установлены не были.
Вместе с тем, как указал ВАС РФ в Определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 по делу N Л40-53664/11, "включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества".
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем Комиссией при рассмотрении обращения не было установлено, что заказчиком были допущены нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю, размещения в единой информационной системе, Кроме того Комиссией не установлено, что обществом были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, либо надлежащее исполнение было невозможным в силу обстоятельств непреодолимый силы.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у Комиссии оснований для принятия решения об отказе во включении информации об предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу в адрес Комиссии ни со стороны заказчика, ни со стороны ООО "Консалтинвест" не было представлено доказательств, свидетельствующих о своевременном и полном исполнении обязательств по контракту, в соответствии с условиями контракта и положениями действующего законодательства Российской Федерации, по выполнению транспортных услуг. Общество не представило документов свидетельствующих о своевременном, полном исполнении контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.10.2022, принятое им в связи с нарушением условий контракта на оказание услуг по организации и проведению краевого слета юных инспекторов движения, на момент проведения заседания Комиссии вступило в законную силу.
Вступившее в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, отсутствие доказательств, свидетельствующих об оказании услуг, предусмотренной контрактом, в установленные сроки, в соответствии с условиями контракта и положениями действующего законодательства Российской Федерации, свидетельствуют о нарушением существенных условий контракта. Нарушение хозяйствующим субъектом существенных условий контракта предполагает его недобросовестное, виновное поведение.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссия пришла к выводу о том, что у ООО "Консалтинвест" отсутствовали правовые основания и уважительные причины для неисполнения обязательств по контракту.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать ООО "Консалтинвест" нарушившим существенные условия контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об ООО "Консалтинвест" (ИНН - 7842200290) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
14.10.22 |
19.10.22 |
17.10.22 |
0 |
17.10.22 |
21.10.22 |
21.10.22 |
0 |
26.10.22 |
26.10.22 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова
О.В. Рогова |
Исп. Рогова О.В. 8391-2110444
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 октября 2022 г. N 024/06/104-2788/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2022