Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, А.Н. Пшенникова, ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "Красноярскнефтепродукт" на действия аукционной комиссии - КГБУ "СанАвтоТранс", Агентства государственного заказа красноярского края (далее - аукционная комиссия), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-14900/22 "на поставку моторного топлива через АЗС поставщика по электронным картам на 2023 год для нужд КГБУ "СанАвтоТранс"", размещенного на электронной площадке ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией необоснованного решения о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 25.10.2022 года в 10 часов 00 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, рассмотрение жалобы было проведено в присутствии представителей подателя жалобы, уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердивших свои полномочия и личности.
Из жалобы следует, что у аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для признания заявки АО "Красноярскнефтепродукт" несоответствующей требованиям извещения о проведения закупки.
Уполномоченный орган с жалобой не согласился, указывая, что действия аукционной комиссии являются правомерными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку моторного топлива через АЗС поставщика по электронным картам на 2023 год для нужд КГБУ "СанАвтоТранс".
Из описания объекта закупки, являющегося приложением к извещению, следует, что объектом закупки является "Моторное топливо".
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать, в том числе обоснование принятого аукционной комиссией решения об отклонении заявки на участие в закупке.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено следующие основания для отклонения заявки: несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона следует, что заявка подателя жалобы была отклонена, в том числе по следующим основаниям: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ (подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 3 части 12 статьи 48 44-ФЗ);
В соответствии с требованиями извещения, требованиями к составу заявки к участникам закупки установлены дополнительные требования согласно ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - "ФЗ N 223") при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, является, в частности, исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с ФЗ N 223, а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Участником не представлены информация и документы, подтверждающие соответствие вышеуказанным требованиям, а именно: представленный договор N 1-ЗП от 27 апреля 2020 года не исполнен на всю сумму, что не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, требованиям извещения. Заявка участника не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, требованиям к содержанию и составу заявки на участие в закупке. Таким образом, заявка участника подлежит отклонению в соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ".
Согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 указанной статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме того, перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановление N 2571 информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
По мнению подателя жалобы, договор, представленный в качестве подтверждения соответствия участника требованию заказчика, установленному на основании части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, подтверждает наличие у участника опыта исполнении договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке.
Представители АО "Красноярскнефтепродукт" поддержали доводы жалобы в полном объеме и указали, что подпункт "в" пункта 4 Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) не определяет императивное правило согласно которому в качестве опыта исполнения может быть представлен только исполненный контракт.
АО "Красноярскнефтепродукт" указал на то, что квалифицирующим признаком соответствия дополнительному требованию о наличии опыта исполнения договора является наличие исполненных обязательств стоимостью не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта.
Стоимость исполненных АО "Красноярскнефтепродукт" обязательств по договору N 1-ЗП от 27.04.2020 составляет более 20%, неустойки отсутствуют, следовательно, участник соответствует требованию, указанному в извещении о проведении торгов, установленному на основании части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
АО "Красноярскнефтепродукт" полагает, что услуги считаются оказанными полностью по завершении соответствующего расчетного (отчетного) периода.
Агентство государственного заказа Красноярского края в возражениях указало, что подпункт "в" пункта 4 Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 определяет, что в качестве подтверждения соответствия участника требованию части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе может быть представлен только исполненный контракт, а не обязательства.
Государственный или муниципальный контракт считается исполненным после выполнения обязательств сторонами в полном объеме (письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2196). При этом полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя: приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов); оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
При этом, договор представленный подателем жалобы в составе своей заявки действует до 30.04.2021, однако обязательства по указанному договору исполняются в настоящее время, что подтверждает информация, размещенная в ЕИС, а также подтверждено представителями подателя жалобы на заседании Комиссии.
Комиссия, проанализировав доводы стороны и нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, приходит к выводу, что представленный АО "Красноярскнефтепродукт" договор, не может подтверждать наличие у общества него опыта для целей подтверждения соответствия требованиям части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе ввиду следующих обстоятельств.
Из диспозиции части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, в том числе что контракт, подтверждающий опыт, должен быть исполненным. А стоимость таких исполненных обязательств должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Положением подпункта "в" пункта 4 Постановления N 2571 также однозначно определено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является исполненный контракт.
При этом представляется возможным согласиться с доводами уполномоченного органа, что полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя: приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов); оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
Исходя из смысла пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса РФ, следует, что обязательство прекращается лишь в случае его надлежащего исполнения, то есть исполнения всех обязательств между Заказчиком и Поставщиком.
Поскольку подателем жалобы в составе заявки в качестве опыта представлен договор, который полностью не исполнен (при этом он не расторгнут), соответственно, обязательства по нему не прекращены, что прямо противоречит требованиям к документам, предъявляемым в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункта 4 Постановления N 2571.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме.
Поскольку подателем жалобы в составе заявки в качестве опыта представлен контракт, который полностью не исполнен (при этом он не расторгнут) - соответственно, обязательства по нему не прекращены.
При этом Комиссия не принимает доводы подателя жалобы, согласно которым при оценке наличия опыта необходимо учитывать не факт исполнения контракта, а факт исполнения обязательств, а также их объем, поскольку, что следует из вышеизложенного, подпункт "в" пункта 4 Постановления N 2571 определяет императивное требование, согласно которому в качестве опыта исполнения может быть представлен только исполненный контракт.
Позиция подателя жалобы противоречит буквальному толкованию части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, подпункта "в" пункта 4 Постановление N 2571, в которых четко указано, что участник должен предоставить исполненный договор/контракт.
При этом частичное исполнение договора/контракта не может отождествляться с понятием "исполненный контракт/договор", поскольку исполненным может считаться только такой договор, обязательства по которому выполнены в полном объеме или прекращены сторонами.
Кроме того, Комиссия отмечает, что само по себе совершение определенных действий, связанных с исполнением обязательства, еще не свидетельствует о полном исполнении договора/контракта.
При этом следует обратить внимание, что часть 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе определяет обязательное условие возможности предоставления контракта/договора в качестве опыта, в рамках которого предъявлялись неустойки (штрафы, пени) - исполнение участником закупки требований об уплате таких неустоек (штрафов, пеней).
Однако, на дату подачи заявки участник по неисполненному контракту/договору не может знать, будут ли предъявлены соответствующие требования со стороны контрагента по еще неисполненным обязательствам и будут ли они удовлетворены участником закупки в полном объеме.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно приняла решение отклонить заявку АО "Красноярскнефтепродукт" ввиду непредставления информации и документов, предусмотренных частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу АО "Красноярскнефтепродукт" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
А.Н. Пшенникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 октября 2022 г. N 024/06/106-2816/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2022