Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
При участии посредством ВКС:
- представителя ООО "АЛЬФА-МЕД", по доверенности;
- представителя КОГБУЗ "Больница скорой медицинской помощи", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА-МЕД",
У С Т А Н О В И Л А:
13.10.2022 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "АЛЬФА-МЕД" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУЗ "Больница скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для хирургического отделения (Упаковка для стерилизации, одноразового использования) (извещение N 0340200003322012038).
Заявитель сообщает, заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку не существует режима стерилизации с температурой равной 190 °С.
Рассмотрение жалобы назначено на 19.10.2022 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Уполномоченное учреждение направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" направило письменные пояснения, в которых указало, что в соответствии с пунктами 2.6 и 2.7 Порядка взаимодействия проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Заказчик при описании объекта закупки указывает те характеристики, которые удовлетворяют его требованиям. Поставщик не ограничен в выборе контрагентов у которых он может приобрести соответствующий требованиям товар. Считает, что по данной закупке в действиях Заказчика нарушений нет. Считает жалобу необоснованной.
Представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, указал, что в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. Объектом закупки является Поставка упаковок для стерилизации, а не их производство, следовательно, участниками закупки могут быть не только производители, но и поставщики. При проведении электронного аукциона участниками было подано 6 заявок на участие, при этом 5 заявок соответствуют требованиям извещения, что уже говорит о наличии товара на рынке и об отсутствии ограничения конкуренции. Описание объекта закупки составлено с учетом Методических указаниях по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения МУ 287-113 (утв. Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава РФ 30 декабря 1998 г., в методических указаниях N 287-113, а именно в пункте 4.4.2. указано на несколько режимов стерилизации, в том числе следующие режимы воздушной стерилизации: 160°С /150 мин, 180°С /45 мин, 180°С /60 мин, 200 °С /30 мин. В описании объекта закупки указано требование "Пакет пригоден для стерилизации при температуре не менее 190°С" с целью возможности использования упаковки при режиме 200°С в течении 30 мин, т.е. сокращения времени стерилизации медицинских изделий при заданном температурном режиме. Производители, которые в своих инструкциях указывают на возможность использования упаковочного материала воздушным методом (без указания на какие-либо температурные ограничения), по умолчанию декларируют возможность применения при всех вышеуказанных режимах воздушной стерилизации. В жалобе имеется противоречие в выводах - "Не существует режима стерилизации с температурой стерилизации равной 190 град. С" и "режим стерилизации в соответствии с МУ 287-113 200 градусов/30 минут". Считает жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
05.10.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322012038 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для хирургического отделения (Упаковка для стерилизации, одноразового использования). Начальная (максимальная) цена контракта - 237 960,00 руб. Окончание срока подачи заявок - 14.10.2022 года.
Согласно Технической части (описание объекта закупки) к поставке требуется упаковка для стерилизации, одноразового использования (код КТРУ 32.50.50.190-00000337), обладающая, в том числе, следующими характеристиками: "Пакет пригоден для стерилизации при температуре, °С", со значением "Не менее 190".
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003322012038 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Предметом спорной закупки является поставка упаковок для стерилизации, одноразового использования (код позиции КТРУ 32.50.50.190-00000337 "Упаковка для стерилизации, одноразового использования", в указанной позиции КТРУ отсутствуют обязательные для применения характеристики, следовательно, Заказчик может самостоятельно описать требования к товару, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик вправе определить в извещении о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, вместе с тем согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 18.10.2022 г. N 0340200003322012038, на участие в аукционе подано 6 заявок, 5 из которых соответствуют требования извещения о закупке и требованиям законодательства, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие об ограничении конкуренции и ограничении числа участников закупки.
Довод Заявителя не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "АЛЬФА-МЕД" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Больница скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для хирургического отделения (Упаковка для стерилизации, одноразового использования) (извещение N 0340200003322012038).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. Председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 19 октября 2022 г. N 043/06/106-902/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022