Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шевченко А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Морской ординар" (далее - ООО "Морской ординар", общество, Заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" (далее -Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии (8)" (извещение N 0852500000122002304) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заявителя, уведомленных надлежащим образом,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
Заказчика - Воронцова Ивана Михайловича (доверенность от 19.10.2022), Мозжериной Анастасии Николаевны (доверенность от 08.06.2022);
уполномоченного учреждения - Колотиловой Елены Александровны (доверенность N 24 от 29.12.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 10125 от 14.10.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 05.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 12408482,58 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 14.10.2022 было подано два предложения, наименьшее ценовое предложение составило 2008456,45 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 18.10.2022 заявки всех участников закупки признаны не соответствующими требованиям, установленным извещением о проведении аукциона.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и возражений заказчика, уполномоченного учреждения установлено следующее.
По мнению заявителя, извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений Федерального закона о контрактной системе, а именно:
"Позиция 258 технического задания сформирована под товар единственного производителя - проводник эндоваскулярный производителя COOK Incorporated. Заказчик установил ограничивающие параметры, не позволяющие подать заявку с аналогичными медицинскими изделиями других производителей.
Используя государственный реестр зарегистрированных медицинских изделия, проводников для доступа к коронарным/периферическим сосудам, была составлена сравнительная таблица, в которой представлены проводники, отвечающие требованиям по параметру "Эффективная длина проводника сантиметр 145" (в отношении трех производителей).
Под описание объекта закупки могли бы подойти проводники других производителей, однако ни один из них не соответствует по параметру "Сужающийся кончик", так как имеют одинаковый диаметр на протяжении всей длины проводника.
Параметру "Сужающийся кончик" преимущество отвечают проводники, используемые для коронарных артерий, однако на территории РФ ни один коронарный проводник с длиной 145 см, например, проводник производителя Boston.
Таким образом, в документации об Аукционе указаны требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, которые влекут за собой ограничение количества участников Аукциона, исключают возможность поставить эквивалентный товар и создают преимущественные условия участия в Аукционе хозяйствующим субъектам, реализующим продукцию определенного производителя, что нарушает право Заявителя на участие в Аукционе. При этом соответствующие действия Заказчика нарушают требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 33, Закона о контрактной системе".
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В описании объекта закупки, в том числе содержались следующие требования к товарам:
N п/п |
Наименование товара |
N |
Наименование показателя |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
258 |
Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования |
258.5 |
Сужающийся дистальный конец проводника |
Обоснование включения показателя в описание |
Заказчиком в описании объекта закупки была применена позиция каталога товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 32,50.13.110-00005072 "Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования", не имеющая обязательных для применения характеристик.
С учетом положений Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145, Заказчик подготовил описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей Заказчик в извещении об электронном аукционе вправе включить такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, в связи с чем заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки. При этом как указано в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года (далее - Обзор) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Верховным Судом Российской Федерации также указано что возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положении пункта 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Также с учетом мнения Верховного суда Российской Федерации, изложенном в пунктах 1 и 2 Обзора, можно сделать вывод, что для установления факта ограничения конкуренции при описании объекта закупки необходимо установить факт отсутствия специфики использования товара с характеристиками, указанными заказчиком, а также отсутствия у какого-либо из участников контрактной системы возможности свободно приобретать требуемый заказчику товар в целях последующей поставки для нужд заказчика.
При подготовке к проведению электронного аукциона заказчиком в уполномоченное учреждение была предоставлена сравнительная таблица товаров двух различных производителей, соответствующих требованиям описания объекта закупки (прилагается).
Кроме того, Заказчиком был направлен запрос информации в ООО "Эбботт Лэбораториз" о наличии товара с характеристиками указанными в описании объекта закупки.
В ответе 14.10.2022 N 1/14/10/2022 г. ООО Эбботт Лэбораториз" указывает, что проводник Hi-Torque Supra Core производства компании Abbott Vascular (США), (регистрационное удостоверение NРЗН 2015/2925 от 10 мая 2017 г. имеет следующие характеристики: Проводник Hi-Torque Supra Core представляет собой управляемый проводник диаметром 0,89 мм(0,035 дюйма), доступный в нескольких вариантах длины (145,190 и 300 см). У проводника прямой (формируемый) сужающий кончик.
Исходя из вышесказанного, под описание подходит минимум два производителя, что подтверждено письмом от официального представителя производителя.
Следует обратить внимание на то, что поставка закупаемых Заказчиком товаров не является лицензируемым видом деятельности, что свидетельствует о возможности любого участника закупки приобрести и, соответственно, поставить товар с требуемыми заказчику характеристиками.
Доказательств обратного, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также сведений о нарушении прав и законных интересов общества (часть 4 статьи 106, часть 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе) на рассмотрение жалобы Заявителем не представлено.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признала жалобу необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Морской ординар" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии (8)" (извещение N 0852500000122002304).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Шевченко |
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров |
|
А.В. Страхолетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 октября 2022 г. N 055/06/33-830/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2022