Резолютивная часть решения оглашена 19 октября 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ...
, в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области" (далее - Заказчик, ГБУ РО "УКС")
...
, представителя Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер"
...
, в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
...
, в отсутствие представителей ООО "Архимед", уведомленных надлежащим образом, в отсутствие представителей АО "Сбербанк - АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "АРХИМЕД" N72 от 12.10.2022 (вх. N2321-ЭП/22 от 13.10.2022) на действия Заказчика (Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области") при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия: генератор электрохирургической системы, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, для оснащения строящегося объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани" (извещение N0859200001122011951 от 05.10.2022) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
ГБУ РО "УКС" инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского изделия: генератор электрохирургической системы, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, для оснащения строящегося объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани" (далее - электронный аукцион).
05.10.2022 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 47 128 886 рублей 00 копеек.
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. ГБУ РО "УКС" в технические характеристики закупаемого оборудования включены показатели, которые удовлетворяют показатели оборудования единственного производителя:
- Генератор электрохирургической системы - 12 штук ОКПД2/КТРУ- 32.50.50.190/ 32.50.50.190-00001138 - Аппарат электрохирургический высокочастотный МЕ 402 maxium smart C Gebrder Martin GmbH & Co. KG РЗН 2016/4497
- Генератор электрохирургической системы - 6 штук ОКПД2/КТРУ- 32.50.50.190/ 32.50.50.190-00001138 - Аппарат электрохирургический высокочастотный МЕ 402 maxium
Gebrder Martin GmbH & Co. KG РЗН 2016/4497
- Генератор электрохирургической системы - 2 штуки ОКПД2/КТРУ- 32.50.50.190/ 32.50.50.190-00001138 - Аппарат электрохирургический высокочастотный МЕ 402 maxium с аргоновой приставкой Gebrder Martin GmbH & Co. KG РЗН 2016/4497;
2. Заказчиком должен был быть применен КТРУ 32.50.50.190-00000450 "Система электрохирургическая аргон-усиленная", поскольку все аппараты, прописанные в описании, имеют режимы аргоно-плазменной коагуляции. По позиции 3 "Генератор электрохирургической системы" - 2 содержит п. 3.58 приставка для аргоноплазменной коагуляции к аппарату электрохирургическому, следовательно, к данному пункту заказчиком должен был быть применен КТРУ 32.50.50.190-00000453 Генератор аргон-усиленной электрохирургической системы.
В отзыве на жалобу N433 от 14.10.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе, считает жалобу необоснованной.
В отзыве на жалобу б/н от 17.10.2022 Заказчик сообщил, что учреждением соблюдены требования законодательства о контрактной системе, считает жалобу ООО "Архимед" необоснованной.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного учреждения поддержали свои возражения, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, ГБУ РО "УКС" в технические характеристики закупаемого оборудования включены показатели, которые удовлетворяют показатели оборудования единственного производителя:
- Генератор электрохирургической системы - 12 штук ОКПД2/КТРУ- 32.50.50.190/ 32.50.50.190-00001138 - Аппарат электрохирургический высокочастотный МЕ 402 maxium smart C Gebrder Martin GmbH & Co. KG РЗН 2016/4497
- Генератор электрохирургической системы - 6 штук ОКПД2/КТРУ- 32.50.50.190/ 32.50.50.190-00001138 - Аппарат электрохирургический высокочастотный МЕ 402 maxium
Gebrder Martin GmbH & Co. KG РЗН 2016/4497
- Генератор электрохирургической системы - 2 штуки ОКПД2/КТРУ- 32.50.50.190/ 32.50.50.190-00001138 - Аппарат электрохирургический высокочастотный МЕ 402 maxium с аргоновой приставкой Gebrder Martin GmbH & Co. KG РЗН 2016/4497.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о ФКС Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о ФКС, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их техническим и функциональным характеристикам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику к поставке требуется:
- Генератор электрохирургической системы- 12 штук ОКПД2/КТРУ- 32.50.50.190/ 32.50.50.190-00001138;
- Генератор электрохирургической системы - 6 штук ОКПД2/КТРУ- 32.50.50.190/ 32.50.50.190-00001138;
- Генератор электрохирургической системы - 2 штуки ОКПД2/КТРУ- 32.50.50.190/ 32.50.50.190-00001138.
В этом же разделе приведены дополнительные характеристики оборудования, необходимые Заказчику.
В пояснениях, представленных в адрес Рязанского УФАС России, а также в ходе заседания Комиссии представители Заказчика сообщили, что при формировании описания объекта закупки Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, а также пояснил, что установленные в требования являются значимыми для Заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций и в наибольшей степени отвечают целям эффективного использования бюджетных средств.
Представители Заказчика также сообщили, что характеристикам необходимого к поставке оборудования, установленным в описании объекта закупки, соответствует оборудование, как минимум двух производителей:
1. Аппарат электрохирургический высокочастотный МЕ 402 maxium smart C Gebrder Martin GmbH & Co. KG и аппарат электрохирургический высокочастотный серии "ARC" серии ARC 303 БОВА-электроник ГмбХ&Ко КГ/BOWA - electronic GmbH&Co, KG, Германия;
2. Аппарат электрохирургический высокочастотный МЕ 402 maxium Gebrder Martin GmbH & Co. KG и аппарат электрохирургический высокочастотный VIO 300D, ERBE Electromedizin, Германия;
3. Аппарат электрохирургический высокочастотный МЕ 402 maxium с аргоновой приставкой Gebrder Martin GmbH & Co. KG и аппарат электрохирургический высокочастотный VIO 300D, ERBE Electromedizin, Германия.
Кроме того, Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. При этом Закон о ФКС не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого оборудования в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям.
Довод Заявителя относительно установления по позициям 2.57.22 и 3.47.22 такой характеристики как Air Beam, которая свидетельствует о конкретном производители Gebrder Martin GmbH & Co Комиссия Рязанского УФАС России считает несостоятельным по следующим основаниям.
Так, по позициям 2.57.22 и 3.47.22 раздела "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено следующее требование к изделию: Эйр-бим "AirBeam" (спрей-коагуляция с большего расстояния), Вт - не менее 100, но не более - 150.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанная характеристика необходима Заказчику для выполнения соответствующих функций. В соответствии с руководством по эксплуатации на аппараты электрохирургические производства Фотек, техническим описанием коагуляторов электрохирургических аргон-газовых ERBE а также публикациями о режимах монополярной коагуляции KLS Martin представители Заказчика пояснили, что режимы коагуляции Эйр-бим "AirBeam" и спрей-коагуляция с большего расстояния тождественны между собой и представляют тип поверхностной бесконтактной коагуляции.
Таким образом, потенциальный участник закупки может предложить к поставке медицинское изделие с технической характеристикой Эйр-бим "AirBeam" или спрей-коагуляция с большего расстояния, что будет отвечать потребностям Заказчика.
Вместе с тем Заявитель не предоставил документального подтверждения довода жалобы с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об установлении характеристик товаров, ограничивающих количество участников закупки, а также вывод о наличии избыточных характеристик к закупаемой продукции, установленных с целью ограничения конкуренции и закупки конкретного товара у конкретного производителя.
Заявителем также не предоставлено каких-либо доказательств, объективных сведений о невозможности поставки продукции, соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя необоснован, поскольку извещение описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о ФКС и не ограничивает круг потенциальных участников закупки.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком должен был быть применен КТРУ 32.50.50.190-00000450 "Система электрохирургическая аргон-усиленная", поскольку все аппараты, прописанные в описании, имеют режимы аргоно-плазменной коагуляции. По позиции 3 "Генератор электрохирургической системы" - 2 содержит п. 3.58 приставка для аргоноплазменной коагуляции к аппарату электрохирургическому, следовательно, к данному пункту заказчиком должен был быть применен КТРУ 32.50.50.190-00000453 Генератор аргон-усиленной электрохирургической системы.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о ФКС при описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, Заказчик, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о ФКС, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их техническим и функциональным характеристикам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, использование КТРУ при описании объекта закупки является обязательным для заказчика.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику к поставке требуется генератор электрохирургической системы (код КТРУ 32.50.50.190-00001138 "Генератор электрохирургической системы"), также приведены описание товара по выбранной позиции и требуемые дополнительные характеристики.
На заседании Комиссии Рязанского УФАС России представители Заказчика пояснили, что кода КТРУ, на которые ссылается Заявитель, не обеспечивают полного соответствия требованиям Заказчика. Характеристики аппаратов медицинских изделий, указанных Заказчиком в описании объекта закупки, являются клинически значимыми и не являются излишними.
Так, для медицинского учреждения важными и необходимыми характеристиками, указанными в "Описании объекта закупки", характерными для генераторов электрохирургической системы, предназначенных для использования в аргон-усиленной электрохирургии, являются, в частности, следующие:
1.4.3 - режим монополярного сечения "Чистый разрез" или аналог;
1.4.5 - режим монополярного сечения "Мягкий разрез" или аналог;
1.4.6 - режим монополярного сечения "Урологический чистый разрез" или аналог;
1.4.7 - режим монополярного сечения "Урологический смешанный разрез" или аналог;
1.4.12 - режим усиленной контактной монополярной коагуляции;
1.5.4 - режим биполярного резания для ножниц;
2.20 - возможность подключения одинарной и двойной педали к любому из каналов без переключения штекера через рукоятку управления;
2.37 - биполярный разрез - биполярные ножницы в сочетании со специальным режимом;
2.39 - лигирование сосудов с одновременным рассечением - инструмент совмещающий функцию лигирования и резания для открытого и лапароскопического применения в сочетании со специальным режимом;
2.40 - 5 режимов биполярной ТУР;
2.46 - регулируемый гемостатический эффект - 9 уровней режима биполярной коагуляции;
2.57.4 - чистый урологический разрез (монополярный разрез в жидкой среде без коагуляции);
2.57.5 - смешанный урологический разрез (монополярный разрез в жидкой среде со средней коагуляцией);
2.57.30 - биполярный чистый разрез (без коагуляции);
2.57.31 - биполярный смешанный разрез (со средней коагуляцией);
2.57.33 - урологический биполярный чистый разрез с усилением;
2.57.34 - урологический биполярный чистый разрез без усиления;
3.39 - лигирование сосудов с одновременным рассечением - инструмент совмещающий функцию лигирования и резания для открытого и лапароскопического применения в сочетании со специальным режимом;
3.47.20 - усиленная урологическая коагуляция (монополярная коагуляция в жидкой среде, Вт) и иные.
В рассматриваемом случае, потребность заказчика в медицинских изделиях с установленными в описании объекта закупки характеристиками (минимальными, максимальными или неизменными значениями этих характеристик), обусловлена спецификой работы лечебного учреждения (социально значимого объекта), для которого закупается товар, который связан с необходимостью своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования товара, закупка которого является объектом закупки.
Имеющиеся в КТРУ коды товаров, на которые ссылается Заявитель, не подходят под требования Заказчика, что является основанием для неприменения этих кодов и характеристик КТРУ.
Таким образом, использование указанных позиций каталога при описании объекта рассматриваемой закупки не представляется возможным, так как позиции каталога не содержат потребительских свойств и характеристик медицинского оборудования, необходимого Заказчику.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что довод Заявителя необоснован, поскольку позиции КТРУ 32.50.50.190-00000450 "Система электрохирургическая аргон-усиленная" и КТРУ 32.50.50.190-00000453 "Генератор аргон-усиленной электрохирургической системы" не соответствуют товару "Генератор электрохирургической системы", чтобы в полной мере отвечать потребностям лечебного учреждения.
Внеплановая проверка, проведения в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
Руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
признать жалобу ООО "Архимед" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 24 октября 2022 г. N 062/06/106-604/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022