Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение администрации муниципального образования Узловский район (далее - Заказчик) (вх. N 1150-ЭП/22 от 12.10.2022) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Бегельфер Ольге Михайловне (далее - Индивидуальный предприниматель, Подрядчик) (ИНН 666201573078; 353460, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Суворова, д. 27, корпус 2, кв. 92) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 21.03.2022 N 61 на выполнение работ по благоустройству придомовых территорий по адресу г. Узловая, ул. Завенягина, д. 16, ул. Циолковского, д. 13 в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" в 2022 году (икз N 223711700685771170100100370000000000) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- Бегельфер О.М. - индивидуального предпринимателя;
- Филиппова А.И. - представителя Заказчика, на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
12.10.2022 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Бегельфер О.М. в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона, на выполнение работ по благоустройству придомовых территорий по адресу г. Узловая, ул. Завенягина, д. 16, ул. Циолковского, д. 13 в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" в 2022 году (икз N 223711700685771170100100370000000000) (далее - Закупка), в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.03.2022 между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем заключен Контракт на сумму 217 492,00 (двести семнадцать тысяч четыреста девяносто два рубля).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по благоустройству придомовых территорий по адресу г. Узловая, ул. Завенягина, д. 16, ул. Циолковского, д. 13 в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" в 2022 году в соответствии с перечнем объектов (Приложение N 1), с графиком выполнения работ (Приложение N 2), сметной документацией (Приложение N 3), описанием объекта закупки (Приложение N 7), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В пункте 3.1 Контракта установлены сроки выполнения работ: с 31.07.2022 по 31.08.2022.
Порядок сдачи и приемки работ согласован сторонами Контракта в разделе 4 Контракта.
В соответствии с разделом 5. "Права и обязанности сторон" Контракта к обязанностям Подрядчика, среди прочего отнесены следующие:
5.1.2. Приступить к выполнению работ с даты заключения контракта.
Выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, локальной сметной документацией (Приложение N 3), графиком выполнения работ (Приложение N 2), описанием объекта закупки (Приложение N 7), профессиональным образом, максимально безопасно, экономически эффективно. В случае несоблюдения сроков, установленных графиком выполнения работ, Подрядчик несет ответственность, установленную в соответствии с разделом 6 настоящего Контракта;
5.1.5. Перед началом выполнения работ Подрядчик обязан:
5.1.5.1. В течение 10 дней с момента заключения контракта установить на объекте информационные таблички с указанием наименования работ, названия исполнителя работ (Подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту, представителя Заказчика, курирующего работы по настоящему Контракту, сроков начала и окончания работ. При изготовлении информационных табличек Подрядчик должен использовать материалы, устойчивые к погодным воздействиям. Нанесение информации на таблички может производиться по технологии аппликации пленкой или широкоформатной печати на плёнке. Размер информационной таблички должен быть не менее 500 мм х 700 мм. Содержание и формат табличек должен быть согласован с Заказчиком.
Подрядчик обязан ежедневно следить за наличием и надлежащим состоянием информационных табличек и предоставлять соответствующие фотоматериалы Заказчику.
5.1.5.2. При необходимости обеспечить отключение инженерных коммуникаций.
5.1.5.4. В течение 1 (одного) календарного дня после подписания Контракта приказом назначить своего ответственного производителя работ, его заместителя и ответственного по технике безопасности, а также составить график их работы. Копия приказа передаётся Заказчику. Ответственный представитель Подрядчика или его заместитель должны постоянно находиться на объекте во время выполнения работ. Надзор со стороны Заказчика не ограничивает общую ответственность Подрядчика за надлежащее и квалифицированное исполнение своих работ.
5.1.6.1. До начала производства работ на объекте получить от Заказчика сведения об организации осуществляющей строительный контроль и согласовать порядок его проведения. Обеспечить Заказчику и организации, осуществляющей строительный контроль, возможность контроля к надзора за ходом выполнения работ, качеством используемых материалов и оборудования на месте производства работ в любое время;
5.1.6.2. Ежедневно до 9-00 ч. предоставлять Заказчику информацию о ходе выполнения работ на адрес электронной почты: dor.uzl@tularegion.org, а также предоставлять Заказчику еженедельный отчет о ходе выполнения работ по форме согласно Приложению N 6 к Контракту с приложением фотоматериалов выполненных работ.
5.1.6.3. Провести работы без предоставления складских помещений;
5.1.8. Самостоятельно доставлять все необходимые материалы, механизмы и инструменты к месту производства работ.
5.1.18. Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения работы;
- иных обстоятельств, влияющих на результаты выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший Заказчика о возникших обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь ответа на предупреждение, или, несмотря на своевременное указание Заказчика о прекращении работы, не вправе ссылаться на указанные обстоятельства.
На основании пункта 11.1 Контракта срок действия Контракта: с даты заключения Контракта по 31.10.2022. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств Сторон по Контракту.
Из письменных и устных пояснений представителя Заказчика, представленных в материалы дела, переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
01.08.2022 и 10.08.2022 Заказчиком проведена комиссионная проверка хода выполнения работ по благоустройству придомовых территорий по адресу г. Узловая, ул. Завенягина, д. 16, ул. Циолковского, д. 13, которая показала, что Подрядчик к выполнению работ по Контракту не преступил, специальная техника на объекте отсутствует, о чем составлены соответствующие акты.
15.08.2022 Индивидуальным предпринимателем в адрес Заказчика направлено письмо, в котором он сообщил, что изготовление лавок и урн осуществляется ИП Гавриловым П.Н., однако по сообщению ИП Гаврилова П.Н. невозможно поставить товар в срок до 25.08.2022, в связи с чем индивидуальный предприниматель Бегельфер О.М обязуется осуществить поставку лавок и урн до 15.09.2022 (гарантийное письмо от ИП Гаврилова П.Н. от 15.08.2022).
В связи с тем, что Индивидуальным предпринимателем работы по Контракту не были начаты, Заказчиком 29.09.2022 по адресу электронной почты в адрес Подрядчика направлена претензия-требование, содержащая указание на ненадлежащее исполнение условий Контракта, а так же требование выплатить пени и штраф за просрочку выполнения работ по Контракту.
Ответа на указанную претензию-требование от Индивидуального предпринимателя не последовало.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
В связи с тем, что Индивидуальный предприниматель по состоянию на 31.08.2022 не приступил к выполнению своих обязательств по Контракту, Заказчиком 20.09.2022 принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком 20.09.2022 и вручено лично Индивидуальному предпринимателю 20.09.2022.
Посчитав, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.
Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Индивидуальным предпринимателем не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об Индивидуальном предпринимателе в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.
Проверив факты, изложенные в обращении Заказчика о размещении информации об Индивидуальном предпринимателе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Положениями статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.
В свою очередь, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ" разъяснено, что в случае, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.
Таким образом, установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден.
При этом из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено следующее.
Как пояснил Индивидуальный предприниматель на заседании Комиссии, неисполнение обязательств по Контракту возникло в связи с непредвиденными обстоятельствами.
Вместе с тем, Индивидуальный предприниматель не представил доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащим образом исполнить обязанность по выполнению условий Контракта.
Доказательств, подтверждающих выполнение Заказчику работ, отвечающих условиям Контракта, в материалы дела Индивидуальным предпринимателем также не представлено.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что Подрядчиком работы в соответствии с условиями Контракта не выполнены в полном объеме.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Ввиду данных фактов Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Согласно пунктам 1-2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Доказательств возникновения у Подрядчика вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра (в редакции Постановления Правительства от 21.03.2022 N 417) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Следует отметить, что данная Закупка осуществлялась в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" в 2022 году (федеральный проект "Формирование комфортной городской среды").
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт Национального проекта "Жилье и городская среда" (протокол от 24.12.2016 N 18).
В рамках данного национального проекта протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3 утвержден федеральный проект "Формирование комфортной городской среды".
Цель данного проекта - кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза, а также создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов.
В рамках реализации на территории региона национального проекта "Жилье и городская среда" (федеральный проект "Формирование комфортной городской среды") в 2022 году было запланировано выполнение работ по благоустройству - установка лавок и урн по адресу г. Узловая ул. Завенягина д. 16, ул. Циолковского д.13.
До настоящего времени Подрядчик работы по благоустройству - установка лавок и урн по адресу г. Узловая ул. Завенягина д. 16, ул. Циолковского д. 13 не выполнил.
Неисполнение ИП Бегельфер О.М. обязательств, предусмотренных контрактом повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, а именно неисполнение бюджета на 2022 год, недостижение целевых показателей федерального проекта, риск его неисполнения на 2022 год, и затягиванию сроков начала выполнения работ по благоустройству, что в свою очередь нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств и принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Предусмотренные Контрактом денежные средства на оплату выполненных работ в размере 217 492,00 рубля, необходимые для реализации национальных проектов, государственных и региональных программ, по целевому назначению не используются, реализация национального проекта "Жилье и городская среда" не осуществляется, нарушен порядок нормальной реализации данного национального проекта.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Подрядчиком условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
В рассматриваемом случае недобросовестность Индивидуального предпринимателя выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение индивидуальным предпринимателем Бегельфер О.М. условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.
Так как Индивидуальным предпринимателем не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение информации в отношении индивидуального предпринимателя Бегельфер О.М. в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об индивидуальном предпринимателе Бегельфер Ольге Михайловне (ИНН 666201573078; 353460, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Суворова, д.27, корпус 2, кв.92) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя Бегельфер Ольги Михайловны в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (согласно Приложению N 1).
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
30.09.2022 |
04.10.2022 |
12.10.2022 |
8 |
12.10.2022 |
19.10.2022 |
19.10.2022 |
0 |
24.10.2022 |
24.10.2022 |
0 |
8 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 19 октября 2022 г. N 071/10/104-1171/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022