На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ФГБУН "ФИЦ ПИТАНИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ" законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: Поставка диагностической системы для проведения ЭКГ покоя и нагрузочного тестирования (реестровый N 0373100025722000155).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок Д.А Аносова,
Членов Комиссии:
Е.Н. Бекасовой - специалиста первого разряда отдела проверок государственных закупок,
В.А. Табашниковой - специалиста первого разряда отдела проверок государственных закупок,
внеплановая проверка проводилась дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
в присутствии представителей ФГБУН "ФИЦ ПИТАНИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ": Н.В. Мельниковой (доверенность N410-01-33/09 от 12.01.2022), О.Ю. Сергеева (доверенность N410-01-33/50 от 19.01.2022),ООО "Моснейро": Петрашкевича А.В. (доверенность от 01.06.2022 Nб/н),
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве поступило обращение ООО "Моснейро" (далее - Заявитель) на действия ФГБУН "ФИЦ ПИТАНИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку диагностической системы для проведения ЭКГ покоя и нагрузочного тестирования (реестровый N 0373100025722000155).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение законодательства о контрактной системе при проведении вышеуказанного аукциона.
Комиссией Управления установлено, что Извещение о проведении процедуры N 0373100025722000155 размещено 26.09.2022.
Срок окончания подачи заявок - 04.10.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 707 000,00 рублей.
1. В составе обращения Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ), поскольку Заказчиком установлены характеристики не предусмотренные КТРУ, что является неправомерным, так как в извещении установлено ограничение допуска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Так, объектом закупки предусмотрена поставка диагностической системы для проведения ЭКГ покоя и нагрузочного тестирования по ОКПД2 26.60.12.129 "Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки", который в свою очередь включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N878), при этом в составе извещения о проведении электронного аукциона установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с постановлением N878, что свидетельствует о том, что Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию КТРУ без возможности включения дополнительных требований.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные Заявителем КТРУ 26.60.12.129-00000192 и КТРУ 26.60.12.129- 00000193 не были рассмотрены Заказчиком в связи с тем, что необходимый Заказчику Товар не отвечает описанию данных КТРУ.
В соответствии с КТРУ 26.60.12.129-00000192 и КТРУ 26.60.12.129-00000193 описан комплект изделий, предназначенных для неинвазивной оценки реакции сердечно сосудистой и дыхательной системы пациента на физические нагрузки или для измерения расхода энергии методами непрямой калориметрии. На каждом дыхательном цикле при помощи газоанализаторов регистрируются показатели объема дыхания, потребления кислорода (02) и выделения диоксида углерода (CO2) под нагрузкой, а одновременно производится измерение жизненно важных параметров. Во время проведения стресс-теста с помощью конкретного изделия (например, эргометра) пациент надевает маску, капюшон или берет в рот загубник (мундштук) с трубкой отвода к газоанализаторам. Система, как правило, регистрирует показатели функционального состояния (например, дает возможность непрерывного снятия электрокардиограммы (ЭКГ)), обеспечивает контроль нагрузок, позволяет вывести результаты на дисплей или распечатать их. Эти КТРУ могут быть использованы для закупки систем нагрузочного тестирования с газоанализатором. Заказчику необходима стресс-система без газоанализатора. Для сравнения описание изделия по примененному Заказчиком КТРУ 26.60.12.129-00000029:
Соединение устройств, включающих в себя систему мониторинга физических упражнений, предназначенную для регистрации сигналов электрокардиографа (ЭКГ) от электродов, размещенных на конечностях пациента и грудной клетке, в то время когда он в той или иной степени занимается физическими упражнениями на устройстве или системе предварительного определенного типа, например, эргометре. Система обычно анализирует полученные данные, отображает результаты, управляет различными функциями, обеспечивает контроль рабочей нагрузки и распечатывает ее, предоставляя врачу полное отображение электрической активности сердца, включая частоту его биения.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе описание объекта закупки находится в компетенции Заказчика.
По состоянию на дату публикации в позиции каталога товаров, работ и услуг (КТРУ) КТРУ 26.60.12.129-00000029 - "Система мониторинга показателей при проведении сердечного стресс-теста с нагрузкой" отсутствует информация о технических характеристиках товара, поэтому Заказчик осуществляет описание товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе и на основании п. 7 Правил формирования КТРУ.
При этом на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены сведения о наличии кода КТРУ отвечающего объекту закупки, равно как не указано какая именно позиция каталога должна была быть использована Заказчиком при формировании описания объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы обращения не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, совокупности установленных требований к товару по п. "Система мониторинга показателей при проведении сердечного стресс-теста с нагрузкой - 1 шт" соответствует товар единственного производителя, а именно CARDIOVIT CS-200, производитель SCHILLER.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что помимо товаров производства SCHILLER, требованиям технической части закупочной документации также соответствует товар производства CASE, в подтверждение чего Заказчиком представлена информация в виде сравнительной таблице данных товаров, взятая из открытых источников.
Вместе с тем Заявитель указывает на то, что согласно сведениям сайта, на который ссылается Заказчик (www.ru-healthcare.com (сайт производителя)) такая характеристика как "диагональ" установлена следующим образом: "Размеры дисплея: 19 дюймов (48 см) жидкокристаллический дисплей (LCD)", при это в технической части аукционной документации Заказчиком установлено: "диагональ: не менее 60 см".
В свою очередь представитель Заказчика затруднился опровергнуть вышеуказанные несоответствия на заседании Комиссии Управления.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода обращения и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании требований извещения об осуществлении закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. В действиях ФГБУН "ФИЦ ПИТАНИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ" выявить нарушения положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе не выявлено.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку по результатам проведения закупки заключен Государственный Контракт N б/н от 17.10.2022 и восстановление законных прав и интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.А. Аносов
Члены Комиссии Е.Н. Бекасова
В.А. Табашникова
исп.: Аносов Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 октября 2022 г. N 077/06/104-15686/2022 (ключевые темы: ктру - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - характеристика - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2022