Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в присутствии представителя уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края Дмитриенко А.Е. по доверенности от 20.07.2022 N 5,
в отсутствие представителей заявителя - акционерного общества "ББ Груп", заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола министерства здравоохранения Хабаровского края (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу акционерного общества "ББ Груп" (далее также - АО "ББ Груп", заявитель) и материалы дела N 027/06/106-1372/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба АО "ББ Груп" на действия заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола, заказчик), уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее - уполномоченный орган) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку наборов для удлинения магистрали для внутривенных вливаний (Извещение N 0122200002522006210).
По мнению заявителя, в действиях заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части включения определенных технических характеристик, которые подходят к конкретному производителю товара. Также, по мнению заявителя, заказчиком неправомерно установлены ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Уполномоченным органом для заказчика - КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола проведен электронный аукцион на поставку наборов для удлинения магистрали для внутривенных вливаний.
Извещение N 0122200002522006210 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 06.10.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта: 3 250 180,00 рублей.
Согласно извещению об осуществлении спорной закупки установлены условия допуска в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н) и ограничение допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В ходе проведения внеплановой проверки уполномоченным органом представлены заявки всех участников закупки, а также отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме. Также представлен отзыв заказчика, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/106-1372/2022, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной по следующим основаниям.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона N 44-ФЗ, при формировании Технического задания заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона N 44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы с другой стороны описание объекта закупки не должно необоснованно ограничивать количество участников закупки.
При этом в силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
П.п. 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил.
П. 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона.
Таким образом, законодатель не ограничивает заказчика в обоснованиях к объекту закупки, если у заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении о проведении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, при формировании Технической части (раздел III извещения об осуществлении закупки) (далее - Техническая часть) заказчиком использована позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 32.50.50.190-00000118, для которой характеристики отсутствуют.
Таким образом, Техническая часть сформирована в соответствии с потребностью заказчика. Заказчик вправе определять такие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Согласно п. 3.3 Технической части на основании потребности заказчики установлено требование к товару, закупаемому по п. 3 Технической части: "Материал: полиэтилен".
Как пояснил представитель уполномоченного органа, заказчиком представлены следующие пояснения относительно установления требования к товару, закупаемому по п. 3 Технической части: "Материал: полиэтилен": "В отделение анестезиологии-реанимации для женщин поступает большое количество пациентов в тяжелом состоянии (с отеком легких, острой сердечной недостаточностью, стенокардией), помощь которым должна быть оказана в кратчайшие сроки. При использовании системы трубок из поливинилхлорида нитроглицерин абсорбируется на стенках магистралей и потери составляют до 60%, вместе с тем действующее вещество быстро разрушается на свету. Лечение таким препаратом проводится в условиях стационара с индивидуальным подбором скорости инфузии. Для исключения влияния этих негативных факторов на лекарственный препарат целесообразно использование светозащищенных магистралей, изготовленных из полиэтилена. Исключительно низкая абсорбция по сравнению с поливинилхлоридом позволяет избегать потерь, связанных с их проникновением препарата в стенки трубки. Кроме того, в полиэтиленовых магистралях отсутствуют пластификаторы (которые используются для повышения эластичности ГШХ), которые способны влиять на чистоту транспортируемого вещества. требование к товару, закупаемому по п. 3 Технической части: "Материал: полиэтилен".
В частности, инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата Нитроглицерин (для примера взят препарат с регистрационным удостоверением N ЛП-003182, остальные препараты имеют такое же указание) содержит указание о том, что для внутривенного введения применяют следующие материалы: полиэтилен, полипропилен, политетрафторэтилен. Способ применения и дозы: Лечение должно проводиться в условиях стационара с индивидуальным подбором скорости инфузии препарата. Раствор вводят через автоматический дозатор или через обычную систему для внутривенных инфузий. Автоматический дозатор позволяет вводить даже неразведенный 0,1% раствор с точным дозированием скорости введения и обшей дозы. Введение через обычную систему для переливания жидкости обеспечивает выбор точной дозы путем подсчета числа капель переливаемой жидкости, Для внутривенного введения препарата применяют следующие материалы: полиэтилен, полипропилен: или политетрафторэтилен. Инфузионные материалы, сделанные из поливинилхлорида или полиуретана, снижают эффективность препарата в результате абсорбции (до 60%), что приходится восполнять увеличением дозы. Раствор быстро разрушается на свету, поэтому флаконы и систему для переливания необходимо экранировать светонепроницаемым материалом. Обычно применяют инфузионный.
Таким образом, потребность заказчика обусловлена объективными факторами с учетом свойств и особенностей используемых лекарственных препаратов, что особенно важно в экстренных случаях оказания медицинской помощи.
Согласно доводам заявителя требованиям, установленным по п. 3.3 Технической части соответствует товар единственного производителя (наборы для удлинения магистрали для внутренних вливаний из полиэтилена (ПЭ) производства Б. Браун, страна происхождения Германия).
Однако данный довод опровергается тем, что в открытом доступе имеется информация о том, что товару, удовлетворяющему требованиям Технической части (п. 3.3) соответствует товар не менее чем 2-х производителей. Так, требованиям Технической части (п. 3.3) соответствует товар производителя М. Шиллинг ГмбХ Медикл Продактс, страна происхождения Германия (Линия соединительная для инфузий Acti-fine), а также производителя Б. Браун Мельзунген АГ, страна происхождения Германия (Магистраль Перфузор для применения со шприцевыми насосами).
Также, как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, одним из участников спорной закупки (заявка N112778710) предложен к поставке товар "Проводник инфузионный однократного применения по ТУ РБ 05838972.007-95", производитель: ПУП "Фребор", страна происхождения: Республика Беларусь.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя в части включения заказчиком определенных технических характеристик, которые подходят к конкретному производителю товара.
Доводы жалобы в части правомерности установления ограничения допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, установленного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) ввиду отсутствия закупаемого медицинского изделия в утвержденных указанным постановлением перечнях также несостоятельны ввиду следующего.
При применении настоящего перечня следует руководствоваться указанными в соответствующих подразделе и пункте данного перечня классификационными признаками медицинского изделия, применимыми к закупаемому медицинскому изделию, а также кодами Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) (ОК 034-2014 (КПEC 2008) и (пли) кодами вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (ПКМИ). Классификационные признаки медицинского изделия, указанные в каждом подразделе данного перечня, распространяются на все пункты данного подраздела. Для медицинских изделий, соответствующих классификационным признакам, указанным в настоящем перечне, допускается классификация кодами ОКПД 2, указанными в применимом к продукции подразделе (Примечание к Перечню медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденному Постановлением N 102 (далее - Перечень).
Таким образом, при отнесении медицинских изделий к Перечню не установлено требование руководствоваться исключительно кодом вида медицинского изделия.
Учитывая, что установленный в отношении предмета данной закупки код ОКПД2 32.50.50.190 (изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки) содержится в п. 1.1 Перечня, ограничения допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, установленные в соответствии с Постановлением N 102, в рамках данной закупки не противоречат требованиям действующего законодательства в сфере закупок, жалоба в этой части является необоснованной.
На дату рассмотрения жалобы, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122200002522006210 от 18.10.2022, на участие в закупке подано 2 заявки (NN112778710, 112764308), которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки и Закону N 44-ФЗ.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя и об отсутствии ограничения конкуренции при проведении закупки на поставку наборов для удлинения магистрали для внутривенных вливаний (Извещение от 06.10.2022 N 0122200002522006210).
Заявитель жалобы на заседание Комиссии Хабаровского УФАС России не явился и в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих, что действия заказчика, уполномоченного органа нарушили его права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "ББ Груп" на действия заказчика - КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола, уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку наборов для удлинения магистрали для внутривенных вливаний (Извещение N 0122200002522006210) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20 октября 2022 г. N 7-1/264
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2022