Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеооконференц-связи представителей:
ФКУЗ медико-санитарная часть N69 ФСИН России (далее - Заказчик): *** (по доверенности);
ИП Пономаревой Е.П. (далее - Заявитель): *** (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 12.10.2022 поступила жалоба Заявителя на действия/бездействие Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лабораторных реагентов для автоматического гематологического анализатора MicroCC-20 Plus (извещение от 30.09.2022 N 0836100000122000100 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя:
1) Заказчиком установлены неправомерные требования к химическому составу товара;
2) Описанию объекта закупки соответствуют реагенты только одного производителя.
В результате изучения представленных документов и пояснений, рассмотрения доводов жалобы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона составленным при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 30.09.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 224 174,61 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 13.10.2022;
4) дата проведения Аукциона - 13.10.2022, подано три ценовых предложения;
5) дата подведения итогов Аукциона - 17.10.2022, все заявки признаны соответствующими требованиям Аукциона, определен победитель.
1. Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки в соответствии Заказчиком к поставке:
N пп |
ОКПД2 |
Наименование товара или эквивалент |
Наименование и характеристики товара в соответствии с требованиями государственного заказчика |
1 |
21.20.23.110-00005033 |
Изотонический разбавитель (дилюент) |
Изотонический разбавитель для разведения исследуемых проб в гематологических автоматических анализаторах серии MicroCC-20 plus. Содержание действующих веществ в водном растворе: сульфат и хлорид натрия не более 0,8% буферы и стабилизаторы, консерванты и поверхностно-активные вещества (ПАВ), в т.ч. соли ЭДТА, лимонная кислота, противомикробные вещества не более 0,8%. Бесцветная жидкость. Мягкая пластиковая канистра (контейнер). Запайка горлышка фольгой для исключения протекания реагента при транспортировке и хранении и обеспечения контроля первого вскрытия. Стабильность после вскрытия: не менее 3 месяцев. Объем канистры: не менее 20л. Совместимость: Реагент для разведения должен быть предназначен для использования на анализаторе MicroCC-20Plus установленного у заказчика. |
2 |
21.20.23.110-00005041 |
Лизирующий раствор |
Лизирующий раствор для гематологических анализаторов MicroCC-20 plus. Содержит: четвертичная аммониевая соль (тетродецилтриметеламмония бромид); цианид калия; буферы и стабилизаторы, предохраняющие вещества, в т.ч. соли ЭДТА Содержание четвертичной аммониевой соли (тетродецилтриметиламмония бромида): не более 23 г/л. Содержание цианид калия: не более 0,25 г/л. Содержание буферов и стабилизаторов, предохраняющих веществ, в т.ч. соли ЭДТА: не более 0,5 %. Бесцветная прозрачная жидкость, рН не более 12. Флакон из первичного полиэтилена объемом не менее 1 л. Стабильность после вскрытия: не менее 3 месяцев. Совместимость: Реагент для разведения должен быть предназначен для использования на анализаторе MicroCC-20Plus установленного у заказчика. |
Также, инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе предусмотрено, что предоставляемые в заявке участником электронного аукциона сведения не должны сопровождаться словами (с учетом всех форм) "эквивалент", "аналог", "превышает", "не превышает", "и (или)", "и", "или", "не более", "не менее", "более", "менее", "должен", "не должен", "диапазон должен быть не более от_- до_", "диапазон будет не менее от_- до_", "до" и подобными по смыслу словами, в сочетании с которыми представленные участником электронного аукциона сведения (значения показателей) могут пониматься как неоднозначные (неконкретные), приводить к разночтению или двусмысленному толкованию. Не допускается вместо конкретных показателей указывать диапазон значений из технических регламентов, стандартов и т.п.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы, требованиям технического задания соответствует товар единственного производителя - Клиникал Диагностик Солюшнз.
Комиссия отмечает, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. В свою очередь Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребности, такие требования к характеристикам закупаемого товара, которые соответствовали бы всем существующим видам закупаемых им товаров.
Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о невозможности поставки товара иных производителей.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 615 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий" утвержден Государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Заказчиком не установлено требование о предоставлении регистрационного удостоверения на медицинские изделия, что нарушает пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Пономаревой Е.П. частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела 05-6/1-188-2022 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 19 октября 2022 г. N 05-6/1-188-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022