Резолютивная часть решения оглашена 19 октября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 24 октября 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Контракт" на положение извещения о проведении электронного на выполнение работ по капитальному ремонту проспекта Гагарина на участке от ул. Угольной до ул. Дальней (устройство недостающего тротуара и недостающего наружного искусственного освещения) в городе Великие Луки (номер извещения: 0157300002022000282) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
05.10.2022 уполномоченным органом по заданию Заказчика объявлен электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту проспекта Гагарина на участке от ул. Угольной до ул. Дальней (устройство недостающего тротуара и недостающего наружного искусственного освещения) в городе Великие Луки (номер извещения: 0157300002022000282).
Извещение N 0157300002022000282 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 05.10.2022 12:29.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 014 462,00 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 13.10.2022 11:00.
Оператор электронной площадки: АО "Сбербанк-АСТ".
12.10.2022 года (вх.N262-ЭП/22) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 19.10.2022 года в 10 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N262-ЭП/22 от 12.10.2022 г.).
Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, поскольку НМЦК менее 10 млн.рублей.
Представители Заказчика, уполномоченного органа согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения исх.N5899 от 18.10.2022 года, исх.N4843 от 18.10.2022, в материалах дела):
Допущена техническая ошибка. Подано 3 заявки, просим не выдавать предписание.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 указанного Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) регламентировано, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено указанной статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, Федеральным Законом N124-ФЗ от 01.05.2022 внесены изменения в ГрК РФ. В частности, внесены поправки в часть 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой теперь регламентировано следующее: "Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей".
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.
Пунктом 1.10 Требования к участникам закупки товара, работы, услуги установлено следующее:
"Участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства
- Участник закупки - член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии);
- СРО, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
Подтверждающими документами является:
- действующая выписка из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 г. N 86.
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи в соответствии с ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ.
Требование о членстве участника закупки в СРО не распространяется на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее, а также участников, указанных ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Извещение о проведении электронного аукциона содержит аналогичное требование.
Следовательно, Заказчик неправомерно установил требование о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, так как начальная максимальная цена закупки (9 014 462,00 рублей) меньше 10 000 000,00 рублей.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание, об устранении
нарушений, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и внесение изменений в положение о проведении электронного аукциона, с учетом настоящего решения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского
УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 24 октября 2022 г. N 060/06/31-418/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022