Резолютивная часть решения оглашена "21" октября 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено "26" октября 2022 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля г. Тамбова" (далее - Заказчик) - _..,
Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Региональный центр по организации закупок" - _..,
ИП П (далее - Заявитель) - П.,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ИП П на действия Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля г. Тамбова" при проведении электронного аукциона N0864500000222003626 на поставку расходных материалов и реагентов к гематологическому анализатору MicroCC-20 Plus, и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Региональный центр по организации закупок" (Уполномоченное учреждение) 07.10.2022 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовало извещение N 0864500000222003626 о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов и реагентов к гематологическому анализатору MicroCC-20 Plus.
Заказчик - Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля г. Тамбова".
Начальная (максимальная) цена контракта - 236 243,92 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 17.10.2022 в 07:00 часов.
Заявитель, считая извещение о проведении электронного аукциона несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Во-первых, Заявитель указывает, что описание объекта закупки сформировано Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно позиции 1, 2, 3 и 4 описания закупаемого товара содержат характеристики, которые являются не постоянными, соответствие которых можно установить только в лабораторных условиях. Учитывая, что законодательство о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь товар в наличии на момент проведения торгов, данное требование ограничивает число потенциальных участников закупки.
Во-вторых, Заявитель полагает, что установленные Заказчиком требования, исключают возможность поставки реагентов производства ООО "РЕАМЕД", поскольку химический состав, указанный Заказчиком в описании объекта закупки, принадлежит исключительно реагентам производства ООО "Клиникал Диагностик Солюшнз". В ходе рассмотрения жалобы представителем Заявителя второй довод был снят.
Заказчик, Уполномоченное учреждение представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Рассмотрение жалобы назначено на 20.10.2022. После объявленного перерыва рассмотрение продолжено 21.10.2022.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, довод Заявителя, письменные пояснения Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о кон6трактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком в составе извещения о проведении электронного аукциона размещен файл "Описание объекта закупки".
По спорным позициям описания объекта закупки Заказчиком установлены, в том числе, следующие характеристики:
N п\п |
Наименование товара |
Характеристики товара |
1 |
Подсчет клеток крови ИВД, реагент
|
Дополнительное описание: Сульфат и хлорид натрия не более 0,8%, буферы и стабилизаторы, консерванты и поверхностно-активные вещества (ПАВ), в т.ч. соли ЭДТА, лимонная кислота, противомикробные вещества не более 0,8% |
2
|
Подсчет клеток крови ИВД, реагент |
Дополнительное описание: Четвертичная аммониевая соль (тетродецилтриметеламмония бромид) не более 23 г/л, цианид калия не более 0,25 г/л, буферы и стабилизаторы, предохраняющие вещества, в т.ч. соли ЭДТА не более 0,5% |
3 |
Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы |
Дополнительное описание: протеолитический фермент не более 1%, хлорид и формиат натрия не более 1,4%, буферы и стабилизаторы, сурфактанты, в т.ч. соли ЭДТА, противомикробные и предохраняющие вещества, пропиленгликоль не более 4,25% |
4 |
Моющий/чистящий раствор ИВД, для автоматизированных / полуавтоматизированных систем |
Дополнительное описание: протеолитический фермент не более 10,00%, консерванты не более 1,50%, ПАВ не более 0,85%, деионизированная вода по объему не менее 87,65% |
Согласно разделу 5 требований, установленных Заказчиком к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению "участники закупки предоставляют конкретные показатели поставляемого товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в случае их установления в Требованиях к товару (описание объекта закупки) в соответствующем документе, содержащемся в извещении об осуществлении закупки. Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ-44, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) подлежат включению заказчиком в проект контракта в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 части 2 статьи 51 ФЗ-44".
Исходя из вышеизложенных положений извещения об осуществления закупки, участникам закупки при заполнении заявки необходимо указать конкретные значения.
Однако, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что по приведенным характеристикам Заказчиком установлены избыточные и необоснованные требования к товару, поскольку соответствие указанных характеристик невозможно проверить при приемке закупаемого товара.
Кроме того, согласно инструкции по применению набора реагентов производства ООО "РЕАМЕД", инструкции реагентов производства ООО "Клиникал Диагностик Солюшнз" приведенные характеристики не имеют конкретного значения, а сопровождаются словами "не более", "не менее".
Более того, Заказчиком не представлены пояснения, каким образом будет осуществляться проверка данных показателей при приемке товара.
Учитывая изложенное, действия Заказчика ненадлежащим образом установившего описание объекта закупки, нарушают части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. а также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России установлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные правила использования указанного каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
На основании подпункта "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, Правила использования каталога в безусловном порядке обязывают заказчиков использовать описание товара и его характеристики в случае их включения в позицию КТРУ закупаемого товара. Также Правила допускают использование заказчиками дополнительной информации и характеристик сверх установленных в КТРУ, но с соблюдением требований ст. 33 Закона о контрактной системе и п. 6 Правил.
Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком при планировании и осуществлении закупки, указании наименования объекта закупки и описании закупаемого товара, использован каталог товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, помимо характеристик, указанных в каталоге товаров, работ и услуг, Заказчиком при описании объекта закупки включены характеристики, отсутствующие в соответствующих позициях КТРУ. Вместе с тем, надлежащее обоснование установления дополнительных характеристик при описании реагентов для гематологического анализатора Заказчиком не приведено.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение требований ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Рассмотренные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП П обоснованной.
2. Признать Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля г. Тамбова" нарушившим ч. 6 ст. 23, ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, комиссии по осуществлению закупок Заказчика, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 26 октября 2022 г. N 068/06/42-595/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2022