Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 октября 2022 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Потемкиной Т. В., членов Инспекции: заместителя начальника отдела контроля закупок Савичевой К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ерофеевой И.С.,
с участием:
индивидуальный предприниматель Блок Вадим Вячеславович (далее также - ИП Блок В. В., индивидуальный предприниматель) - обеспечил участие в проведении проверки посредством видеоконференцсвязи Блока В. В., представителя по доверенности Полякова В. В.,
заказчик - администрация Некоузского сельского поселения (далее также - заказчик) - обеспечил участие в проведении проверки главы администрации Демидова А. П.,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные администрацией Некоузского сельского поселения в отношении ИП Блока В. В., и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, администрацией Некоузского сельского поселения, порядка расторжения контракта N 39 от 16.06.2022 на обустройство пожарного водоема расположенного по адресу: Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д.2 (очистка и углубление пожарного водоема) (извещение N 0171300011022000002), заключенного с ИП Блоком В. В., в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 17.10.2022 N 133/22,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик, администрация Некоузского сельского поселения, для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ИП Блоке В. В., нарушившем, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 39 от 16.06.2022 на обустройство пожарного водоема расположенного по адресу: Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д.2 (очистка и углубление пожарного водоема) (извещение N 0171300011022000002).
Заслушав пояснения представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком, администрацией Некоузского сельского поселения (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 23.05.2022 размещено извещение N 0171300011022000002 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на обустройство пожарного водоема расположенного по адресу: Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д.2.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 574 731,60 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.06.2022 NИЭА1 контракт заключается с единственным участником закупки - ИП Блоком В. В.
16.06.2022 г. между заказчиком, администрацией Некоузского сельского поселения, и подрядчиком, ИП Блоком В. В. заключен контракт N 39 на обустройство пожарного водоема расположенного по адресу: Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д.2 (очистка и углубление пожарного водоема) (далее также - контракт N 39 от 16.06.2022, контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по обустройству пожарного водоема расположенного по адресу: Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д.2 (очистка и углубление пожарного водоема) (далее - работы, объект) в соответствии с условиями Контракта, Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), сметной документацией (Приложение N 1 к Техническому заданию), графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять надлежащим образом выполненные работы и оплатить их.
Пунктом 6.1 контракта установлен срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 30.06.2022 включительно.
Из переписки, представленной в материалы дела, следует, что, по мнению подрядчика, заказчик намеревался передать ему для выполнения работ иной объект, чем тот, который был предусмотрен извещением об осуществлении закупки, в том числе сметной документацией. Так, в извещении и сметной документации указан адрес объекта: Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д. 2, в то время как заказчиком предлагался к передаче объект по адресу: Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д. 13, объем работ по которому не соответствует сметной стоимости объекта закупки (письма подрядчика исх. N 23 от 30.06.2022, исх. N 24 от 06.07.2022).
Акт приема передачи объекта со стороны подрядчика подписан не был.
В связи с тем, что, по мнению заказчика, подрядчик не приступил к выполнению работ в предусмотренные контрактом сроки, заказчиком инициирована процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 17.2 контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта определяется сторонами с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.07.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.07.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе, следовательно, в соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 25.07.2022.
Между тем, изучив информацию, размещенную в единой информационной системе (информация о расторжении контракта (реестровый номер 3762000502622000009), Инспекция установила, что заказчиком принято за дату надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 29.07.2022 (именно эта дата указана в столбце "Дата вступления в силу решения суда/дата уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя), уведомления заказчика" раздела 2 Информации об исполнении (о расторжении) контракта с реестровым номером 3762000502622000009). Таким образом, заказчик неверно указал в единой информационной системе в разделе "Реестр контрактов, заключенных заказчиками" информацию о расторжении контракта (в части даты уведомления подрядчика об одностороннем расторжении контракта), что, в свою очередь, свидетельствует о наличии в действиях заказчика нарушения пункта 11 части 2 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта подрядчиком не устранено.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в данном случае будет день, следующий за днем надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (26.07.2022), и, следовательно, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, контракт будет считаться расторгнутым, а решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - вступившим в силу 05.08.2022.
Изучив информацию, размещенную в единой информационной системе (информация о расторжении контракта (реестровый номер 3762000502622000009), Инспекция приходит к выводу о том, что заказчиком принято за дату вступления в законную силу решения об одностороннем отказе 04.08.2022 (именно эта дата указана в столбце "Дата расторжения" раздела 2 Информации об исполнении (о расторжении) контракта с реестровым номером 3762000502622000009). Таким образом, заказчик неверно указал в единой информационной системе в разделе "Реестр контрактов, заключенных заказчиками" информацию о расторжении контракта (в части даты расторжения контракта), что, в свою очередь, свидетельствует о наличии в действиях заказчика нарушения пункта 11 части 2 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом вышеприведенных нормативных положений заказчику надлежало направить в контрольный орган в сфере закупок обращение о включении информации об ИП Блоке В. В., с которым контракт N 39 от 16.06.2022 на обустройство пожарного водоема расположенного по адресу: Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д.2 (очистка и углубление пожарного водоема) (извещение N 0171300011022000002) расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения данного контракта, в реестр недобросовестных поставщиков в срок не позднее 09.08.2022.
В нарушение части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчиком указанное обращение направлено в Ярославское УФАС России с использованием единой информационной системы только 14.10.2022.
Вышеуказанные по тексту настоящего решения действия заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
В ходе заседания Инспекции Ярославского УФАС России представители ИП Блока В. В. пояснили, что индивидуальный предприниматель имел намерение исполнить контракт N 39 от 16.06.2022 на обустройство пожарного водоема расположенного по адресу: Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д.2 (очистка и углубление пожарного водоема) надлежащим образом и в предусмотренные контрактом сроки; работы по контракту не были выполнены подрядчиком в связи с тем, что заказчик, по мнению подрядчика, намеревался передать ему для выполнения работ иной объект, чем тот, который был предусмотрен извещением об осуществлении закупки, в том числе сметной документацией. Так, в извещении и сметной документации указан адрес объекта: Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д. 2, в то время как заказчиком предлагался к передаче объект по адресу: Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д. 13, объем работ по которому не соответствует сметной стоимости объекта закупки.
На заседании Инспекции установлено, что дома по указанному в извещении адресу (дом N 2) в настоящее время не существует (данное обстоятельство также подтверждено заказчиком). Подрядчик, подавая заявку на участие в закупке, планировал осуществить работы в отношении объекта (водоема), расположенного рядом с домом N 4 по указанной улице (Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д. 4), поскольку полагал данный дом ближайшим к ранее существовавшему дому N 2. Заказчиком же при подготовке извещения об осуществлении закупки предполагалось выполнение работ в отношении объекта, расположенного рядом с домами 13 и 25 по указанной улице. В подтверждение изложенного свидетельствует также и то обстоятельство, что 23.08.2022 заказчиком была объявлена новая закупка с аналогичным предметом, где в адресе объекта имеется указание на дом N 25 (электронный аукцион на право заключения контракта на обустройство пожарного водоема расположенного по адресу: Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д.25 (очистка и углубление пожарного водоема) (извещение N 0171300011022000004), при этом при проведении данной закупки использована сметная документация, использовавшаяся ранее при осуществлении закупки с извещением N 0171300011022000002.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия подрядчика свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Инспекция приходит к выводу, что в рассматриваемом случае фактические обстоятельства дела (ошибочное указание заказчиком в извещении об осуществлении закупки и сметной документации адреса объекта, в отношении которого планировалось выполнение закупаемых работ, вследствие чего подрядчик на этапе подачи заявки не мог достоверно оценить возможности выполнения им данных работ) и представленные сторонами доказательства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения информации об ИП Блоке В. В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные администрацией Некоузского сельского поселения (ИНН 7620005026, ОГРН 1057602376468) в отношении индивидуального предпринимателя Блока Вадима Вячеславовича (ИНН 504209574689, ОГРНИП 319500700007331), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, администрацией Некоузского сельского поселения, порядка расторжения контракта N 39 от 16.06.2022 на обустройство пожарного водоема расположенного по адресу: Ярославская область, с. Новый Некоуз, ул. Депутатская, д.2 (очистка и углубление пожарного водоема) (извещение N 0171300011022000002), заключенного с ИП Блоком В. В., в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта в действиях заказчика выявлено нарушение пункта 11 части 2 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, администрацией Некоузского сельского поселения, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ИП Блоке В. В. для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков в действиях заказчика выявлено нарушение части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: Т. В. Потемкина
Члены Инспекции: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 октября 2022 г. N 05-03/218П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2022