Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 октября 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Потемкина Т. В., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Савичева К. А., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С.,
с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Светоч" (далее также - ООО "Светоч", общество), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности Смолянского С. В.,
заказчик, Администрация Любимского муниципального района Ярославской области (далее также - заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности Борисовой О. А., Краснокутской Л. Н.,
оператор, акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Светоч" на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, Администрации Любимского муниципального района Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Любимского муниципального района Ярославской области в ноябре - декабре (извещение N 0171300002722000017) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Светоч" на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, Администрации Любимского муниципального района Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Любимского муниципального района Ярославской области в ноябре - декабре (извещение N 0171300002722000017) (далее - жалоба).
Заявитель полагает, что комиссия по осуществлению закупок заказчика неправомерно отклонила его заявку на участие в закупке.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать комиссии по осуществлению закупок заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
Заслушав пояснения представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Инспекция установила следующее.
Заказчиком, Администрацией Любимского муниципального района Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 11.10.2022 размещено извещение N 0171300002722000017 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Любимского муниципального района Ярославской области в ноябре - декабре.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 002 307,74 рублей.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктами 1, 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать в числе прочего документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ предусмотрено, что заказчик устанавливает помимо прочего следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Любимского муниципального района Ярославской области в ноябре - декабре.
В пункте 2 электронного документа "Техническое задание" (описание объекта закупки), являющегося составной частью извещения об осуществлении закупки, заказчиком предусмотрено, в частности, следующее:
"Оказание услуг должно осуществляться с использованием автобусов среднего класса категории М3(Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.) в зависимости от пассажиропотока на обслуживаемых маршрутах в соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения", имеющих левостороннее расположение рулевого управления и правосторонние двери;
"_"
Требуемое количество транспортных средств - 7 + 1 резервный".
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит в числе прочего деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации, органов федеральной фельдъегерской связи, таможенных органов Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (за исключением использования автобусов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целях осуществления приносящей доход деятельности), а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
Сообразно с этим заказчиком в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению" помимо прочего установлено следующее:
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ |
копия действующей лицензии либо копия выписки из реестра лицензий, выданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (за исключением осуществления таких перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования) |
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в частности, в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0171300002722000017) от 20.10.2022 указано в числе прочего следующее:
Идентификационный номер заявки |
Дата и время подачи заявки |
Ф.И.О. члена комиссии |
Решение каждого члена комиссии в отношении заявки |
Обоснование принятого решения |
9 |
18.10.2022 20:12:30 |
Общее решение |
Отклонена |
на основании п.3 ч.12 ст. 48 44-ФЗ - несоответствия участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ, в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ ((На основании п. а) ч. 8 ПП РФ от 7.10.2020 г. N 1616 "Лицензиат обязан использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, информация о которых внесена в реестр лицензий." На момент рассмотрения заявки количество автобусов в реестре лицензий у УЗ не соответствует условиям технического задания.)) |
Мазанков Андрей Васильевич |
Отклонена |
|||
Борисова Ольга Анатольевна |
Отклонена |
|||
Краснокутская Любовь Николаевна |
Отклонена |
|||
Филиппова Ольга Рабисовна |
Отклонена |
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - Положение).
Подпунктом "а" пункта 8 Положения предусмотрено, что лицензиат обязан выполнять в числе прочего следующее лицензионное требование: использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем), информация о которых внесена в реестр лицензий.
Ведение реестра лицензий осуществляется лицензирующим органом. В данный реестр включаются сведения об автобусах лицензиата, а также о дополнительных автобусах лицензиата, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности после предоставления лицензии (пункт 9 Положения).
Лицензиат вправе подать в лицензирующий орган заявление об изменении в реестре лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, в том числе о включении в реестр лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности после получения лицензии на лицензируемую деятельность, а также об исключении из реестра лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов (пункт 10 Положения).
Решение о включении/об отказе во включении в реестр лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности после получения лицензии на лицензируемую деятельность, принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления (пункт 16 Положения); решение об исключении сведений о государственном регистрационном номере автобуса - в течение 1 рабочего дня со дня получения заявления (пункт 15 Положения).
Из изложенных нормативных положений следует, что в реестр лицензий по заявлению лицензиата могут вноситься изменения, в том числе путем включения в данный реестр сведений об автобусах, приобретенных лицензиатом после получения лицензии; при этом указанные сведения вносятся в реестр оперативно (в короткие сроки) - в течение 3 рабочих дней. В этой связи отсутствие у участника закупки на момент рассмотрения заявки в реестре лицензий сведений об автобусах, требуемых для исполнения обязательств по заключаемому по итогам закупочной процедуры контракту, не свидетельствует о том, что указанные сведения будут отсутствовать в данном реестре ко времени начала срока исполнения обязательств по такому контракту.
Таким образом, учитывая, что:
1) извещение об осуществлении закупки содержит требование о предоставлении участниками закупки в составе заявок копии действующей лицензии либо копии выписки из реестра лицензий, выданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, и при этом не содержит требования о предоставлении сведений об автобусах участника закупки, включенных в реестр лицензий на дату рассмотрения заявок;
2) к началу срока исполнения обязательств по контракту сведения об автобусах, требуемых для исполнения такого контракта, могут быть включены в реестр лицензий по заявлению участника закупки, вследствие чего отпадут препятствия для исполнения таким участником обязательств по контракту,
отсутствие у участника закупки на дату рассмотрения заявок в реестре лицензий сведений об автобусах, требуемых для исполнения обязательств по контракту, подлежащему заключению по итогам закупочной процедуры, не может являться основанием для признания такого участника не соответствующим требованиям извещения об осуществлении закупки, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Изучив заявку участника закупки с идентификационным номером 9 (ООО "Светоч"), Комиссия установила, что в составе такой заявки содержится в числе прочего выписка из реестра лицензий по состоянию на 29.07.2022, в которой указаны сведения о лицензии, выданной ООО "Светоч" (статус лицензии: действует; регистрационный номер лицензии: АК-31-001512; дата предоставления лицензии: 28.02.2022).
Учитывая изложенное, заявка ООО "Светоч" содержит в своем составе документы, подтверждающие соответствие данного участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, в связи с чем основания для отклонения такой заявки по пункту 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ отсутствуют.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок заказчика, отклонив заявку участника закупки ООО "Светоч" на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в то время как основания для отклонения такой заявки по данному пункту отсутствовали, допустила тем самым нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Ярославского УФАС России установлено аналогичное нарушение, допущенное комиссией по осуществлению закупок заказчика при рассмотрении заявки участника закупки с идентификационным номером заявки 85 (ООО "Любимское АТП").
Указанные действия комиссии по осуществлению закупок заказчика содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светоч" (ИНН 3109006398, ОГРН 1223100000551) на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, Администрации Любимского муниципального района Ярославской области (ИНН 7618000790, ОГРН 1027601457245), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Любимского муниципального района Ярославской области в ноябре - декабре (извещение N 0171300002722000017) обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок заказчика, Администрации Любимского муниципального района Ярославской области (ИНН 7618000790, ОГРН 1027601457245), нарушившей подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Любимского муниципального района Ярославской области в ноябре - декабре (извещение N 0171300002722000017) признать комиссию по осуществлению закупок заказчика, Администрации Любимского муниципального района Ярославской области (ИНН 7618000790, ОГРН 1027601457245), нарушившей подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Выдать комиссии по осуществлению закупок заказчика, Администрации Любимского муниципального района Ярославской области (ИНН 7618000790, ОГРН 1027601457245), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Т. В. Потемкина |
Члены Комиссии: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 октября 2022 г. N 076/06/106-997/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2022