Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>. - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
<_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
Заказчика - БУЗ УР "Воткинская ГДБ МЗ УР" (далее - Заказчик): <_>. (доверенность N1 от 14.10.2022),
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение): <_>. (доверенность N35-юр от 02.09.2022),
ИП <_>. - представитель <_>. (доверенность б/н от12.05.2022),
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ИП <_>. (ИНН 772993008948) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N32348 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122012758, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
25.08.2022 Уполномоченное учреждение разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Аукцион является совместным для учреждений здравоохранения Удмуртской Республики, в том числе для Заказчика.
Начальная (максимальная) цена контракта c данным Заказчиком установлена в размере 78 300,00 рублей.
02.09.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
11.10.2022 Заказчик направил проект контракта на подписание ИП <_>. в ЕИС.
13.10.2022 в 10:57 на электронной площадке был опубликован протокол разногласий.
13.10.2022 в 11:26 на электронной площадке был опубликован доработанный проект контракта Заказчиком.
Таким образом, срок для подписания ИП <_>. доработанного проекта контракта - до 23:59 14.10.2022.
14.10.2022 в 00:00 от оператора ЭП пришло уведомление о признании ИП уклонившимся от подписания контракта.
Протоколом от 17.10.2022 NППУ20_1 ИП <_>. признана уклонившейся от заключения контракта по причине не подписания Контракта в сроки, предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пояснениям представителя ИП <_>., индивидуальный предприниматель был признан победителем по совместной закупке N 0813500000122012758. 13.10.2022 в ЕИС был размещен доработанный проект контракта для подписания победителем закупки. ИП <_>. намеревалась подписать контракт в срок, однако в связи с разницей во времени между г. Москва и г. Ижевск, контракт не был подписан в регламентированный срок. В связи с данным обстоятельством, Заказчиком было принято решение о признании победителя уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с участником закупки не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ИП <_>., не подписание контракта возникло в связи с разницей во времени в один час между разными регионами (г. Ижевск - время МСК+1).
Следует отметить, что участник закупки ООО "<_>" 14.10.2022 обратился с жалобой N 202200141843000887 на действия Заказчика при рассмотрении заявок на участие в аукционе в Удмуртское УФАС России (дело N018/06/106-814/2022 от 18.10.2022).
Антимонопольным органом жалоба ООО "<_>" была принята к рассмотрению 14.10.2022 и рассмотрение назначено на 18.10.2022 в 13:00 по местному времени. В связи с принятием данной жалобы, уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа 14.10.2022 была осуществлена приостановка процедуры заключения контракта по данной закупке. По результатам рассмотрения жалобы Общества антимонопольный орган признал жалобу необоснованной.
Следует отметить, что день приостановки процедуры заключения контракта совпал с днем подписания Поставщиком - ИП <_>. проекта контракта, а именно 14.10.2022.
Учитывая данные обстоятельства, 14.10.2022 ИП <_>. не могла подписать проект контракта в установленный срок, и была признана уклонившейся от заключения контракта. Заказчиком составлен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта в связи с непоступлением подписанного контракта в установленный срок.
Однако, исходя из позиции Верховного суда, изложенной в п. 38 Обзора Верховного суда N2 от 2020 года, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов, состоящих в удовлетворении государственных (муниципальных) нужд при обеспечении экономности и результативности соответствующих бюджетных ассигнований.
В связи с этим положения гл. 6 Закона о контрактной системе должны толковаться и применяться таким образом, чтобы обеспечить восстановление прав участников закупки, исключить возможность злоупотребления правом как со стороны участников закупки, так и заказчиков, обеспечить удовлетворение публичных интересов. К одному из таких положений относится ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, согласно которой контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику требование о приостановлении определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. Из содержания приведенной нормы вытекает, что в случае, когда контрольный орган в сфере закупок приостанавливает определение поставщика в части заключения контракта, продлению подлежит именно срок заключения контракта. В соответствии со ст. 432 ГК РФ (пп. 1 и 2) заключение договора требует достижения соглашения по всем существенным условиям, в требуемой в подлежащих случаях форме, между всеми его участниками, и происходит посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Основываясь на данных положениях гражданского законодательства, а также учитывая, что в соответствии со ст. 54 Закона о контрактной системе заключение контракта опосредуется взаимными действиями заказчика и победителя закупки, продлению на основании ч.7 ст. 106 Закона о контрактной системе подлежит, в том числе срок, установленный ч. 3 ст. 54 Закона о контрактной системе для подписания контракта победителем закупки и для его направления заказчику.
Поскольку с учетом приостановления срока определения поставщика на период обжалования действий заказчика в антимонопольном органе, общество не нарушило десятидневный срок подписания контракта, оно не могло быть признано уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Согласно п. 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
-доказательств наличия недобросовестного поведения ИП <_>. при заключении контракта или умысла на уклонение от заключения контракта не имеется,
- процедура заключения контракта была приостановлена антимонопольным органом в связи с поступлением жалобы участника закупки, дата приостановки пришлась на последний день срока для подписания контракта ИП <_>.;
-ИП <_>. подписала проект контракта с другим заказчиком по совместному Аукциону в срок, приложила документы, подтверждающие добросовестность (исполненные контракты).
В связи с вышеизложенным, оснований для включения в РНП сведений об ИП <_>. не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП <_>. (ИНН 772993008948) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N32348 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122012758), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_> ___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 21 октября 2022 г. N 018/06/104-815/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2022