Резолютивная часть решения объявлена 19.10.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24.10.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_" - Заместитель Руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
члены Комиссии: "_" - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России,
в присутствии представителей ОГБУЗ "Усольская ГБ" (далее - заказчик) "_" (доверенность от 18 октября 2022 года), "_" (доверенность от 18 октября 2022 года);
В присутствии представителя ИП Гомоненко Л. А. (далее - подрядчик, участник закупки, победитель электронного аукциона) "_" (Доверенность от 10 октября 2022 года),
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ИП Гомоненко Л. А. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на "Оказание услуг по технической эксплуатации и техническому обслуживанию систем отопления, водоснабжения, водоотведения и вентиляции", извещение N 0134200000121004698, и в результате осуществления проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции от 2 июля 2021 года, действовавшей на момент заключения контракта (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")" (далее - Постановление Правительства N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении исполнителя, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на "Выполнение работ по изготовлению и монтажу модульных конструкций для размещения врачебной амбулатории, расположенной по адресу: Иркутская область, Усольский район, п. Тайтурка ул.Победы ,1б", извещение N 0134200000122001294.
Участником закупки представлены пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что в результате проведения электронного аукциона, между победителем электронного аукциона и заказчиком был заключен контракт 26 апреля 2022 года (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по изготовлению и монтажу модульных конструкций для размещения врачебной амбулатории, расположенной по адресу: Иркутская область, Усольский район, п. Тайтурка ул. Победы ,1б (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение N1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 2.2. контракта установлена цена в размере 35 000 000 рублей
Согласно пункту 3.1 Контракта Срок выполнения работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: с момента заключения Контракта до 20 августа 2022 года.
Пунктом 4.1 установлено, что Приемка результатов исполнения Контракта, выполненных Работ осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены Контрактом, статьей 94 Закона о контрактной системе, и оформляется документом о приемке в электронной форме.
Как следует из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта с момента заключения контракта и по настоящее время Подрядчик не приступил к выполнению работ по изготовлению и монтажу модульных конструкций для размещения врачебной амбулатории, что отражено в следующих документах:
- Претензия N3425 от 19.08.2022 г., требования заказчика Подрядчик не исполнил, обязанности по контракту не исполнены.
- Подписанный с двух сторон график выполнения работ, предоставленный Подрядчиком 02.09.2022 г. и согласованный заказчиком 02.09.2022 г. Подрядчиком не соблюдается.
- Письмо Заказчика N3690 от 15.09.2022 г. "О предоставлении информации о ходе исполнения контракта", остался без ответа со стороны Подрядчика.
- Принятые решения по результатам проведенных в администрации Усольского района штабов, отраженных в протоколах совещания от 18.08.2022 г., 25.08.2022 г., 06.09.2022 г. по исполнению контракта не исполнены.
- Акт осмотра объекта в рамках контроля за исполнением контракта со стороны Заказчика от 01,09.2022 г. - результат- работы не ведутся.
- Акт осмотра объекта в рамках контроля за исполнением контракта со стороны Заказчика от 07.09.2022 г. - результат - работы не ведутся.
- Акт осмотра объекта в рамках контроля за исполнением контракта со стороны Заказчика от 12.09.2022 г. - результат - работы не ведутся.
- Акт осмотра объекта в рамках контроля за исполнением контракта со стороны Заказчика от 19.09.2022 г. - результат - работы не ведутся.
- Претензия N3727 от 19.09.2022 г., требования Заказчика не исполнил, обязанности по контракту не исполнены.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что по состоянию на 28 сентября 2022 года Исполнитель своих обязанностей надлежащим образом не исполнил, тем самым нарушил пункты 1.1, 3.1 и иные условия Контракта, а также не выплатил штрафы по контракту.
Пунктом 9.4 установлено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта предоставлено заказчику пунктом 9.4 контракта.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
28 сентября 2022 года в связи с тем, что по состоянию на эту дату исполнителем надлежащим образом не исполнены обязательства по контракту, заказчиком принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ использованием в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 28 сентября 2022 года и получено подрядчиком 29 сентября 2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием статьей 14 и 14.1 Федерального закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
По состоянию на 10 октября 2022 года работы по контракту не выполнены, в связи с чем, контракт, в силу части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 10 октября 2022 года.
ИП Гомоненко Л. А. представлены письменные пояснения, из содержания которых следует:
1. Участником закупки указывается, что в ходе исполнения обязательств по Контракту, была подготовила проектная документация, которая была согласована с Заказчиком. Однако, указанная документация предусматривает строительство коридоров, что не предусмотрено условиями Контракта и техническим заданием.
В соответствии с пунктом 7 технического задания, являющегося приложением N 1 контракта подрядчик обязуется осуществить планировку врачебной амбулатории, месторасположения на земельном участке, размещения сооружений в границах выделенного земельного участка согласовать с Заказчиком и министерством здравоохранения Иркутской области.
Как следует из пояснений участника закупки, технического задания, проектная документация составляется самим подрядчиком из чего следует вывод о том, что включение в неё условия о строительстве коридоров является инициативой самого подрядчика, что также подтвердил представитель общества на рассмотрении обращения, а, следовательно, не изменяет и не нарушает положений контракта в части оказываемых работ.
2. По мнению ИП Гомоненко Л. А., Заказчиком были направлены претензии о несоответствии требованиям пожарной безопасности. В кабинете фельдшера, процедурном кабинете, санузле установлены одностворчатые двери шириной 1200 см, которые в открытом состоянии перекрывают коридор, нарушая требования пожарной безопасности.
ИП Гомоненко, Письмом от 19.08.2022 пояснил, что ранее была согласована с Заказчиком проектная документация, на основании которой по требованию Заказчика, была определена ширина дверей 1200 см и ширина коридоров 1500 см, которые не были предусмотрены техническим заданием.
29.06.2022 со стороны Заказчика в адрес Подрядчика направлено уведомление о необходимости устранения замечаний по пунктам 12, 13, 14, 15 технического задания Приложение N 1 к Контракту в части сэндвич-панелей.
ИП Гомоненко были устранены выявленные замечания в полном объеме, о чем было направлено Письмо в адрес Заказчика от 06.07.2022.
Однако, как было пояснено в процессе рассмотрения представителями заказчика, данные письма и нарушения относятся к другим контрактам, заключенным между сторонами рассматриваемого обращения.
Кроме того, как следует из актов осмотра площадки, протоколов совещания и пояснений участника, модульные конструкции не были изготовлены и установлены, в связи с чем невозможно выявить вышеуказанные нарушения ввиду отсутствия кабинета фельдшера, процедурного кабинета, санузла фактически на объекте строительства, что также подтверждается представленными фотоснимками, приложенных к актам осмотра объекта в рамках контроля за исполнением контракта со стороны Заказчика
3. Подрядчик указывает на то обстоятельство, что в соответствии с техническим заданием определено, что планировку ФАПа, месторасположение на земельном участке, размещения сооружений в границах выделенного земельного участка необходимо было согласовать с Заказчиком и министерством здравоохранения Иркутской области. Указанные согласования были получены только 03.06.2022, однако не представлена вышеуказанная документация и документов, подтверждающих данный довод, а также документов, подтверждающих долгий срок согласования такой документации и даты её составления участником закупки.
Вместе с тем, срок исполнения обязательств по контракту с учетом составления и утверждения проектной документации установлен до 20 августа 2022 года. Несмотря на это, у участника закупки была возможность выполнить работы по контракту до даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно до 10 октября 2022 года.
4. По мнению ИП Гомоненко Л. А. Заказчик не учел информацию о невозможности исполнения обязательств по контракту. В ходе совместного совещания, 02.09.2022 Сторонами подписан график выполнения работ, но с условием согласования дополнительных работ по письму от 19.08.2022. Заказчиком дополнительные работы не были согласованы, тем самым письмо о необходимости согласования дополнительных работ и приостановки работ Подрядчиком не отзывалось, однако документов, подтверждающих данный факт в адрес Иркутского УФАС России не представлено.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о наличии недобросовестности в действиях ИП Гомоненко Л. А. при исполнении своих обязательств по контракту.
Однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что участником закупки надлежаще исполнены обязательства, предусмотренные контрактом в Иркутское УФАС России не представлено.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в неисполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих участнику закупки исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено.
Наличие иных, не зависящих от заявителя причин, препятствовавших победителю электронного аукциона надлежащим образом исполнить свои обязательства, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, участник закупки, при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласился на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в Извещении и Документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях участника закупки как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Федерального закона N44-ФЗ.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в электронном аукционе, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и не исполнением обязательств по контракту в дальнейшем.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что победитель электронного аукциона - ИП Гомоненко Л. А. намеренно и умышленно при исполнении условий контракта проявила недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предприняла всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий.
Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение участника закупки, выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ИП Гомоненко Л. А. в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
ИП Гомоненко Л. А. подавая заявку на участие в закупки, согласилась с условиями документации о закупке и проектом контракта, заключило контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнить надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Вместе с тем, заказчиком предпринимались попытки урегулировать возникшие разногласия по контракту, путем инициации встреч с представителем общества, однако подрядчик (или его представители), как следует из протоколов заседаний, не исполнял решений, принятых на таких заседаниях, что свидетельствует об отсутствии намерения к урегулированию таких разногласий, что однозначно свидетельствует о наличии недобросовестности в действиях общества.
Кроме того, материалы обращения свидетельствуют о недобросовестности поведения общества при исполнении условий контракта, неоднократном нарушении сроков выполнения работ, что недопустимо с учетом специфики деятельности заказчика - обеспечение бесперебойной деятельности учреждения для оказания медицинской помощи гражданам, когда даже однократное нарушение может привести к нарушению деятельности Заказчика, при этом нарушение условий контракта со стороны ИП Гомоненко Л. А. носило системный характер.
Вместе с тем, неисполнение условий контракта участником закупки ведет к срыву Региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения Иркутской области на 2021-2025 годы, которая направлена прежде всего, на обеспечение доступности и повышения качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках в рамках Национального проекта "Здравоохранения".
Исходя из вышеизложенного, сведения в отношении ИП Гомоненко Л. А. подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении ИП Гомоненко Л.А. ("_", ИНН: 244001248041), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года;
2. Копии решения направить Заказчику, ИП Гомоненко Л. А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24 октября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022