Резолютивная часть решения объявлена 26.10.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27.10.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "А" (далее - ООО "А", Общество) - <_..>, представителей МКУ "УКС города Иркутска" (далее - Заказчик) - <_..>;
рассмотрев посредством системы видео-конференц связи обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 19 октября 2022 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "А" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "А" допущены существенные нарушения условий по муниципальному контракту от 27 апреля 2022 года N 0834300045220000005 на разработку проектно-сметной документации, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "А" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС Росси, согласно которым оснований для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков не имеется, поскольку умысла об уклонении от исполнения Контракта не было.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 11 марта 2020 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Извещение N 0834300045220000005 и документация о проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Детская школа искусств по ул. Коммунистическая в Октябрьском районе г. Иркутска".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 820 399,97 руб..
Датой окончания срока подачи заявок является 27 марта 2020 года. На участие в электронном аукционе поступило 10 заявок, признанные соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 13.04.2020 N0834300045220000005-3 победителем электронного аукциона признано ООО "А".
В соответствии со статьей 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона, действующего на момент проведения закупки) 27 апреля 2020 года между Заказчиком и ООО "А" заключен муниципальный контракт N 0834300045220000005 на разработку проектно-сметной документации (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта подрядчик обязуется в соответствии с заданием на разработку проектно-сметной документации по объекту: "детская школа искусств по ул. Коммунистическая в Октябрьском районе г. Иркутска" (приложение N 1 к настоящему контракту), выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по объекту: "детская школа искусств по ул. Коммунистическая в Октябрьском районе г. Иркутска" (далее - работы) и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ.
Результатом выполненных работ является проектно-сметная документация на строительство объекта: "Детская школа искусств по ул. Коммунистическая в Октябрьском районе г. Иркутска" с положительным заключением государственной градостроительной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что работы, предусмотренные настоящим контрактом, должны быть выполнены в следующие сроки:
- начальный срок выполнения работ - в течение 1 (одного) рабочего дня со дня подписания сторонами настоящего контракта;
- конечный срок выполнения работ и получения положительного заключения государственной градостроительной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий - 280 календарных дней со дня подписания настоящего контракта обеими сторонами.
Таким образом, начальным сроком выполнения работ является 28 апреля 2020 года, конечным сроком выполнения работ по Контракту является 02 февраля 2021 года.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, Общество приступило к исполнению обязательств по Контакту с нарушением установленных сроков и исполняло свои обязательства ненадлежащим образом, в частности, к окончанию срока работ Заказчику не была передана проектно-сметная документация на строительство объекта: "Детская школа искусств по ул. Коммунистическая в Октябрьском районе г. Иркутска" с положительным заключением государственной градостроительной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Из представленных документов следует, что Обществом 06 мая 2020 года в адрес Заказчика направлено письмо с указанием на отсутствие возможности проведения работ в рамках Контракта в период с 27 апреля 2020 года по 12 мая 2020 года в связи с распространением коронавирусной инфекцией и уведомляет об увеличении сроков по Контракту на 15 дней.
Из представленной на рассмотрение Комиссии переписки следует, что Обществом письмами от 03 сентября, 16 сентября, 25 сентября 2020 года направило Заказчику на согласование объемно-пространственные решения по объекту.
21 декабря 2020 года Обществом запрошена информация по Контракту и уведомило о выявлении дополнительных работ, не предусмотренных Контрактом с указанием на необходимость увеличения цены Контракта.
Заказчиком письмом от 22 декабря 2020 года уведомило Общество о необходимости представления в адрес Заказчика основания, подтверждающего увеличение объемов работ по гидрометеорологии, геологии и экологии.
14 января 2021 года Общество в рамках исполнения Контракта просило Заказчика согласовать генеральный план или представить предложения по его изменению.
27 января 2021 года Общество направило в адрес Заказчика письмо с просьбой заключить дополнительное соглашение на продление сроков исполнения контракта до 01 июня 2021 года в связи с увеличением объемов работ по Контракту.
17 февраля, 03 марта и 12 марта 2021 года Обществом направлялась в адрес Заказчика проектно-сметная документация для согласования.
Письмом от 30 апреля 2021 года Заказчик указал на необходимость представить в его адрес перечень необходимых изменений, влияющих на объемно-планировочные решения и увеличение работ по системам инженерного обеспечения для рассмотрения вопроса об увеличении сметной стоимости работ по проектированию объекта.
27 мая 2021 года Обществом в письме N 122 указано о приостановке работ до момента предоставления актуального плана земельного участка с указанием приаэродромных зон.
29 июня 2021 года Общество направило в адрес Заказчика письмо с просьбой согласовать вариант выноса кабельных линий.
30 июля 2021 года Заказчиком направлено в адрес Общества письмо о рассмотрении возможности подготовки проекта выноса тепловой сети с указанием на то, что оплата за данные работы будет производиться по отдельному муниципальному контракту.
Письмом от 16 августа 2021 года Заказчик просит представить данные о предполагаемом сроке загрузки документов на сайт ГАУИО "Ирэкспертиза" и сроке выполнения обязательств по контракту в полном объеме.
20 августа 2021 года Общество направило Заказчику ссылки на проектную документацию.
Письмом от 17 декабря 2021 года Заказчик указал о необходимости представления проектно-сметной документации в полном объеме до 25 декабря 2021 года.
01 февраля 2022 года Обществом получено отрицательное заключение экспертизы N 38-1-2-3-005185-2022 с указанием замечаний.
07 февраля 2022 года Общество направило в адрес Заказчика мотивированный отказ в подписании акта выполненных работ от 02.02.2022 г. N ПиДс 1174-1174/10.21.
29 июня, 14 июля, 02 августа 2022 года Заказчик направил в адрес Общества письмо о необходимости представить сроки направления ПСД на повторную государственную экспертизу.
16 августа 2022 года между Заказчиком и Обществом заключено дополнительное соглашение N 1 об увеличении объема работ и стоимости контракта не более, чем на 10%.
06 сентября и 22 сентября 2022 года Заказчиком получено письмо от ГАУИО "Ирэкспертиза" об отказе в принятии ПСД на экспертизу.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством.
Право на односторонний отказ от исполнения договора подряда предоставлено Заказчику гражданским законодательством в следующих случаях:
1) если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 ГК РФ);
2) если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК РФ);
3) если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 723 ГК РФ);
4) если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков (п. 2 ст. 405 ГК РФ); указанные в п. 2 ст. 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков (п. 3 ст. 708 ГК РФ).
В связи с нарушением исполнения обязательств по Контракту, Заказчиком 05 октября 2022 года принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено Заказчиком в ЕИС 05 октября 2022 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "А" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 17 октября 2022 года.
Согласно нормам Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" пункта 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств (статья 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рамках рассматриваемого дела Иркутское УФАС России не смогло устранить все сомнения в виновности Общества.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "А" осуществляло действия, направленные на исполнение обязательств по заключенному Контракту, в частности, выполнялись работы по разработке ПСД, предусмотренные Контрактом и направлялись ответы на замечания в ГАУИО "Ирэкспртиза".
Кроме того, Комиссией исследован вопрос о добросовестности Общества, в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому Обществом исполнялись контракты, заключенные в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, что безусловно свидетельствует о добросовестности Общества, как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "А" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "А", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Атомэкопроек" (<_..>), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителе и лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Атомэкопроек" (<_..>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_..> |
Члены Комиссии
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 27 октября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2022