Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика - ГУ - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации:
- <_> (представитель по доверенности);
- <_> (представитель по доверенности),
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Протезно-Ортопедический Центр" (далее - ООО "Протезно-Ортопедический Центр"/общество/поставщик):
- <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев представленные заказчиком - ГУ - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации документы и сведения об ООО "Протезно-Ортопедический Центр" (440011, Пензенская обл., г. Пенза, пр-кт Победы, д. 39, ИНН 5835071762), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка инвалидам абсорбирующего белья" (извещение N 0355100017721000268 от 30.12.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
12.10.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило обращение заказчика (вход. N 4413э) о включении сведений об ООО "Протезно-Ортопедический Центр" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка инвалидам абсорбирующего белья" (извещение N 0355100017721000268 от 30.12.2021).
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением от 13.10.2022 (исх. N 1997-4э) назначено на 19.10.2022 в 11 часов 00 минут.
Представитель ООО "Протезно-Ортопедический Центр", представители заказчика участвуют в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
В ходе рассмотрения обращения представители заказчика указали, что поставщик в установленный контрактом срок не поставил товар в полном объеме.
На заседании Комиссии представитель ООО "Протезно-Ортопедический Центр" поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, считает, что общество предпринимало все действия для исполнения контракта, однако поставить весь товар в установленный контрактом срок не представилось возможным по причине ограниченных поставок продукции иностранного производства, что вызвано введением экономических санкций в отношении Российской Федерации.
В результате осуществления внеплановой проверки при рассмотрении обращения Комиссией Управления установлено следующее.
30.12.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0355100017721000268 о проведении электронного аукциона "Поставка инвалидам абсорбирующего белья".
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 082 591,12 рублей.
В электронном аукцион принял участие 1 участник.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 18.01.2022 в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе электронная процедура признана несостоявшейся. Контракт заключается с ООО "Протезно-Ортопедический Центр" - участником, подавшим единственную заявку на участие в электронном аукционе.
31.01.2022 между заказчиком и ООО "Протезно-Ортопедический Центр" заключен контракт.
Реестровый номер контракта - 1583611083022000065.
Согласно пункту 1.1 контракта в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя),
следующих технических средств реабилитации |
|
абсорбирующее белье |
(вид и (или) наименование технического средства реабилитации в соответствии с графой 3 Классификации)
(далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (образец приведен в приложении N 1 к Контракту) и спецификацией (образец приведен в приложении N 2 к Контракту), в Пензенской области в соответствии с календарным планом (образец приведен в приложении N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар.
Пунктом 2.1 контракта установлено, что срок поставки Товара: с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара (образец приведен в приложении N 4 к Контракту) до 01 сентября 2022 года.
Как следует из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также пояснений представителей заказчика, обязательства по контракту ООО "Протезно-Ортопедический Центр" в установленный срок не исполнены в полном объеме, а именно осуществлена лишь частичная поставка товара.
Согласно письменным и устным пояснениям представителя ООО "Протезно-Ортопедический Центр" 09.03.2022 общество в адрес заказчика направило письмо, в котором, ссылаясь на информацию от производителей, сообщило о приостановке отгрузок и повышении цен на продукцию, предусмотренную контрактом.
08.06.2022 поставщик в адрес заказчика направил письмо, в котором указал на невозможность осуществить поставку в полном объеме в связи с приостановкой поставки товаров со стороны производителей (ООО "Интертекс", АО "Хайдженик"), обусловленной отсутствием импортного сырья, а также установлением экономических санкций в отношении России.
В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 3.2.3. контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пункт 13.1 контракта устанавливает, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В связи с тем, что ООО "Протезно-Ортопедический Центр" не были исполнены в установленный срок контрактные обязательства по поставке, заказчиком 29.09.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пунктам 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления ООО "Протезно-Ортопедический Центр" о принятом решении следует считать 29.09.2022. 11.10.2022 - дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу.
Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик обратился в Пензенское УФАС России 12.10.2022, т.е. в соответствии с требованиями части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Пунктом 13 Правил ведения РНП определено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.
Как следует из пояснений представителя ООО "Протезно-Ортопедический Центр", ненадлежащее исполнение обязательств напрямую связано с обстоятельствами непреодолимой силы, так как из-за введения экономических санкций в отношении России поставка продукции иностранного производства была существенно ограничена, в том числе товаров, предусмотренных контрактом. В рамках исполнения контракта общество обращалось к ООО "УК Айстрим" письмом от 30.05.2022 с просьбой поставить оставшиеся партии товара, однако ему было отказано ввиду приостановки производителями отгрузки продукции, что обусловлено введением иностранными государствами мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации.
При этом общество исполнило контракт частично на сумму 4 041 402,96 рублей. Также в подтверждение своей добросовестности общество представило реестр исполненных контрактов.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления полагает, что ООО "Протезно-Ортопедический Центр" имело заинтересованность в исполнении контракта, при этом отсутствуют основания полагать, что общество, действуя недобросовестно, имело намерение уклониться от исполнения взятых на себя обязательств по контракту.
При указанных обстоятельствах Комиссия считает, что санкция в отношении ООО "Протезно-Ортопедический Центр" в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных и достоверных доказательств умышленного недобросовестного поведения общества.
Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ООО "Протезно-Ортопедический Центр" в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - ГУ - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Протезно-Ортопедический Центр" (440011, Пензенская обл., г. Пенза, пр-кт Победы, д. 39, ИНН 5835071762) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 19 октября 2022 г. N 058/06/104-752/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022