Резолютивная часть решения оглашена 24.10.2022
В полном объеме решение изготовлено 26.10.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "НОРД-ФАРМ" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для нужд ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" (извещение N 0369300024422000084), при дистанционном участии:
- представителей ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" (далее - заказчик) Денмухаметовой А.А., Назаровой И.А., действующих на основании доверенностей от 20.10.2022;
- представителя ООО "НОРД-ФАРМ" (далее - заявитель, Общество) Зекунова Д.Р., действующего на основании доверенности N 1/3 от 14.08.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 18.10.2022 поступила жалоба ООО "НОРД-ФАРМ" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для нужд ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" (извещение N 0369300024422000084) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 05.10.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 150 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 13.10.2022 в 09:30.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
При рассмотрении заявок на участие в аукционе комиссией по осуществлению закупок, заказчиком не применены положения пункта 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
По мнению заявителя, данные действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика являются неправомерными.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
ООО "НОРД-ФАРМ" не отвечает всей совокупности условий, предусмотренных в пункте 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Так, в государственном реестре лекарственных средств, в отношении предлагаемого Обществом к поставке лекарственного препарата с МНН "Цефтриаксон" (РУ N Р N000750/01, производитель ОАО "Синтез") отсутствуют сведения о фармацевтической субстанции.
Кроме того, в представленном ООО "НОРД-ФАРМ" документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (СП-0001459/03/2022) в отношении препарата "Цефтриаксон", в графах 2.Б.1 "Получение полупродукта (введение в процесс основного и вспомогательного сырья)", 2.Б.2 "Получение готового нерасфасованного продукта" стоит прочерк, что не позволяет идентифицировать страну происхождения фармацевтической субстанции.
Более того, Обществом в заявке, в отношении лекарственного препарата с МНН "Цефтриаксон" представлено, в том числе регистрационное удостоверение N ЛСР-006651/08. Однако в государственном реестре лекарственных средств, в отношении препарата с данным регистрационным удостоверением отсутствуют сведения о фармацевтической субстанции лекарственного препарата. Сертификат о происхождении товара с регистрационным удостоверением N ЛСР-006651/08 также отсутствует.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства N1289).
Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска определены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
Объектом закупки является поставка цефтриаксона в форме порошка для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения.
Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N2406-р, цефтриаксон включен в указанный перечень.
В силу пункта 1 Приказа N 126н, а также пункта 1 Постановления Правительства N1289 на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, распространяется сфера применения указанных нормативно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком установлены преимущества в отношении цены контракта в размере 15% в соответствии с Приказом N 126н, а также ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов согласно Постановлению Правительства N 1289.
Исходя из материалов дела, в аукционе участвовало восемь участников.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 13.10.2022 заявки участников с номерами 112770944 (ООО "Соликс"), 112766444 (ЗАО "Картель "Промснаб") отклонены комиссией по осуществлению закупок на основании Постановления Правительства N 1289, поскольку заявка участника закупки с номером 112770944 содержит предложение о поставке препарата, происходящего из иностранного государства - Кипр, а в заявке 112766444 отсутствуют документы, подтверждающие страну происхождения предлагаемого товара (Россия), при условии, что на участие в аукционе подано не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения и документации о закупке и содержат предложение о поставке препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза.
В силу пункта 1(1) Постановления Правительства N 1289, в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, согласно пункту 1(2) Постановления Правительства N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Таким образом, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяются при наличии хотя бы одной заявки, содержащей предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, а также содержащей все предусмотренные пунктом 1(2) Постановления Правительства N 1289 документы, подтверждающие соответствие лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям пункта 1(1) данного Постановления.
Согласно пункту 1.4 Приказа N126н, в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
По результатам аукциона наименьшую цену контракта - 111 000,00 рублей предложил участник с заявкой под номером 112733545 (ООО "Йотта-Фарм"). Участниками с номерами заявок 112771389 (ООО "Лекмедика"), 112768416 (ООО "Альбатрос"), 112769113 (ООО "А-Фарм"), 112766620 (ООО "Фармпульс") предложена цена контракта 111 750,00 рублей, 114 750,00 рублей, 115 750,00 рублей, 146 454,89 рублей.
Заявки участников закупки с номерами 112733545 (ООО "Йотта-Фарм"), 112771389 (ООО "Лекмедика"), 112768416 (ООО "Альбатрос"), 112769113 (ООО "А-Фарм"), 112766620 (ООО "Фармпульс") не содержат документов, предусмотренных действующим законодательством для подтверждения соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям пункта 1(1) Постановления N 1289.
Заявка участника с номером 112770194 (ООО "НОРД-ФАРМ", предложенная цена контракта 138 500,00 рублей) содержит предложение о поставке лекарственного препарата "Цефтриаксон-АКОС", производимого ОАО "Синтез" (Российская Федерация), о чем свидетельствует сертификат о происхождении товара.
Обществом в составе заявки на предлагаемый к поставке лекарственный препарат "Цефтриаксон-АКОС" представлено регистрационное удостоверение N Р N000750/01 от 26.10.2007.
Также ООО "НОРД-ФАРМ" в заявке представлено регистрационное удостоверение лекарственного средства "Цефтриаксон натрия" (N ЛСР-006651/08 от 15.08.2008).
В подтверждение соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289, ООО "НОРД-ФАРМ" представлены сертификат соответствия производителя требованиям правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза (N GMP-0061-000372/19 от 19.04.2019), а также документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (N СП-0001459/03/2022 от 02.03.2022).
В документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (N СП-0001459/03/2022 от 02.03.2022) (далее - документ СП), предусмотрена строка 2.Б "Производство готовой формы (далее указываются стадии технологического процесса)".
Указанная строка содержит графы 2.Б.1 "Получение полупродукта (введение в процесс основного и вспомогательного сырья)", 2.Б.2 "Получение готового нерасфасованного продукта", 2.Б.3 "Получение продукта в первичной упаковке: асептическое дозирование в стеклянные флаконы; укупорка флаконов, обкатка колпачками", 2.Б.4 "Вторичная упаковка: упаковка и маркировка".
Исходя из содержания граф документа 2.Б.3, 2.Б.4, стадия получения продукта в первичной упаковке (асептическое дозирование в стеклянные флаконы; укупорка флаконов, обкатка колпачками), вторичная упаковка (упаковка и маркировка) осуществляется в ОАО "Синтез" (Российская Федерация). В графах 2.Б.1 "Получение полупродукта (введение в процесс основного и вспомогательного сырья)", 2.Б.2 "Получение готового нерасфасованного продукта" указан знак "------------" (прочерк), что, в свою очередь, не позволяет сделать вывод о том, что весь технологический процесс производства лекарственного препарата осуществлен на территории Российской Федерации либо территории Евразийского экономического союза.
Более того, исходя из содержания письма Минпромторга России от 16.08.2022 N 79287/19, прочерк в документе СП означает, что заявитель не указал в заявлении на выдачу документа СП стадию технологического процесса производства лекарственного препарата либо не подтвердил прилагаемыми к заявлению документами, что соответствующие стадии осуществляются на территории Союза. В этом случае документ СП не подтверждает, что все стадии производства лекарственного препарата осуществлены на территории Союза.
Также в Государственном реестре лекарственных средств (www.grls.rosminzdrav.ru) в отношении предлагаемого к поставке ООО "НОРД-ФАРМ" лекарственного препарата с МНН "Цефтриаксон" (регистрационный номер Р N000750/01, производитель ОАО "Синтез") содержатся сведения о фармацевтической субстанции, согласно которым ее производителями, кроме ОАО "Синтез", значатся: Шаньдун Лукан Фармасьютикал Ко.Лтд (China), Ливзон Синтфарм Ко.Лтд (Чжухай ФТЗ) (China).
При таких обстоятельствах, у комиссии по осуществлению закупок, заказчика не было оснований исключить возможность использования в предложенном ООО "НОРД-ФАРМ" к поставке препарате "Цефтриаксон", в том числе фармацевтической субстанции, произведенной на территории иностранного государства (Китай).
В данном случае, с учетом фактических обстоятельств дела Комиссия приходит к выводу о том, что представленными Обществом документами не подтверждается информация обо всех стадиях производства лекарственного препарата на территории Евразийского экономического союза.
Таким образом, лекарственный препарат может производиться из различных субстанций, в том числе происходящих на территории Китая, то есть иностранного государства, не входящего в состав Евразийского экономического союза. Указанные выводы отражены в решении Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-37357/2021, постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А76-37357/2021.
С учетом изложенного, заявка ООО "НОРД-ФАРМ" не отвечает всей совокупности условий, предусмотренных в пункте 1.4 Приказа N 126н. В связи с чем, Комиссия антимонопольного органа не усматривает нарушений в действиях комиссии по осуществлению закупок, заказчика в части неприменения условий, предусмотренных пунктом 1.4 Приказа N126н, и направления проекта контракта ООО "Йотта-Фарм", предложившему наименьшую цену контракта (111 000,00 рублей).
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "НОРД-ФАРМ" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для нужд ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" (извещение N 0369300024422000084) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 октября 2022 г. N 074/06/106-2943/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2022