Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Зам.Председателя Комиссии:
Амировой В.Р. - начальника отдела,
Членов Комиссии:
Кучеевой А.С. - главного государственного инспектора,
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста - эксперта,
в присутствии представителей ГКУ "ГУИС РТ" - Локмановой А.А. (по доверенности), Мухаметшиной Е.Г. (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО "ГК ПИРС" - Хасаиновой Н.Ш. (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "ГК ПИРС" (вх.N 12904/ж, 12912/ж от 12.10.2022 г.) на действия заказчика ГКУ "ГУИС РТ" при проведении закупки N0311200027222000052 на предмет: Выполнение инженерных изысканий, разработка проектно-сметной документации по обеспечению населения питьевой водой подлежащих строительству и реконструкции в населенных пунктах Республики Татарстан
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении конкурса в электронной форме N0311200027222000052 на предмет: Выполнение инженерных изысканий, разработка проектно-сметной документации по обеспечению населения питьевой водой подлежащих строительству и реконструкции в населенных пунктах Республики Татарстан размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 20.09.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 321 160,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации электронного конкурса приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода заявителя о неправомерности не учета Заказчиком представленных заявителем контрактов в качестве подтверждения соответствия критерию "квалификация участников закупки".
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 20 Положения оценка по критерию "Квалификация участников закупки" в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, осуществляется по следующей формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Приложением 4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах" к извещению об осуществлении закупки Заказчиком был применён порядок оценки по оспариваемому критерию, предусмотренный действующим положением Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного конкурса от 07.10.2022 NИЭОК1 всем участникам закупки, допущенным к участию в конкурсе, были присвоены следующие порядковые номера в порядке ранжирования:
Информация о присвоенных заявкам на участие в электронном конкурсе значениях по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в электронном конкурсе:
Идентификационный номер заявки
Значение по критерию оценки: "Цена контракта", руб.
Рейтинг по критерию оценки: "Цена контракта"
Значение по показателю: "Общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности по строительству, реконструкции, капита"
Рейтинг по критерию оценки: "Квалификация участников закупки"
28944
20 000 000
52.47
13
40
29024
17 770 000
60
12
0
Информация о принятом на основании результатов оценки заявок на участие в электронном конкурсе решении о присвоении этим заявкам порядковых номеров:
Идентификационный номер заявки
Итоговый рейтинг
Порядковый номер
28944
92.47
1
29024
60
2
Победителем открытого конкурса в электронной форме была признана заявка N28944 (ООО "АСТП ЛИНДА") в соответствии с критериями, указанными в извещении, с предложенной ценой контракта 20 000 000,00 рублей.
Заявке заявителя (N29024) было присвоено второе место.
Согласно представленным пояснениям представителей Заказчика заявителем в составе заявки было приложено 12 договоров, в связи с чем при расчете критерия по предусмотренной Постановлением Правительства от 31 декабря 2021 г. N2604 формуле участник получил рейтинг по критерию оценки по квалификации участников закупки - "0".
Так, в ходе анализа представленных заявок и документов установлено, что заявителем в качестве подтверждения квалификации было представлено 12 договоров, все из которых были приняты Заказчиком при оценке заявок, что также следует из содержания размещенного протокола рассмотрения заявок.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при оценке количества контрактов участника ООО ""ГК ПИРС" были соблюдены требования извещения и Закона о контрактной системе.
Довод заявителя не находит своего подтверждения и признан Комиссией необоснованным.
2.Относительно доводов заявителя об обжаловании положений извещения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей:
- жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Извещением о проведении закупки были установлены дата и время окончания подачи заявок 06.10.2022 07:00 (МСК).
Жалоба подана заявителем в ЕИС 12.10.2022 г.
Учитывая, что установленный законодательством срок для обжалования положений извещения о закупке истек, в соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия оставляет заявленные доводы без рассмотрения.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 55.17 ГрК РФ формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
В силу части 5 статьи 55.17 ГрК РФ сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Извещением по рассматриваемой закупке было установлено условие о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно, участником предоставляется выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО), основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, выданная по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", в соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ и в которой должны содержаться сведения о наличии у члена СРО права осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации в соответствии с которым указан взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. - о наличии у члена СРО права осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации заключаемому с использованием конкурентных способов, заключения договоров. О соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частью 10, 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Вместе с тем, Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ были внесены изменения в часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ, в соответствии с которыми положения об обязанности саморегулируемой организации представлять по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации по состоянию на 01.09.2022, утратили силу.
С учетом изложенного, требование к участникам о представлении в составе заявки документа, подтверждающего членство в СРО, в извещении об осуществлении закупки неправомерно.
Действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе, нарушают положения пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 11.5 проекта контракта был установлен порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с действующими положениями части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом, в указанном же пункте проекта контракта были оставлены положения, предусматривающие порядок принятия и направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в устаревшей редакции закона.
С учетом изложенного, Заказчиком были нарушены требования части 3 статьи 7, части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3.В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
При этом, пунктом 11.7 проекта контракта установлено, что информация о исполнителе, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Государственного заказчика от исполнения настоящего контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из формулировки установленного пункта положения проекта контракта следовало условие об автоматической возможности Заказчиком внесения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Содержание указанного пункта проекта контракта не соответствует положениям части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
При этом, пунктом 12.4 проекта контракта установлено условие о том, что в ходе исполнения настоящего контракта Исполнитель вправе предоставить Государственному заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения настоящего Контракта.
Таким образом, установленное в проекте контракта положение не соответствует действующей редакции части 7 статьи 96 Закона о контрактной.
Заказчиком не соблюдены положения части 7 статьи 96 Закона о контрактной.
5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с частью 13 статьи 37 Закона о контрактной системе выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 4.19 контракта было предусмотрено условие об авансировании части стоимости работ в размере 30 % от цены государственного контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год, в течение 10 (десяти) рабочих дней после получения Государственным заказчиком письменного обращения от Исполнителя. Запрос на выдачу аванса должен содержать перечень целей и нужд, на которые планируется использование аванса.
При этом, в проекте контракта отсутствовали условия, предусмотренные положениями части 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, устанавливающие случаи отсутствия осуществления выплаты аванса.
Заказчиком были нарушены требования части 1 статьи 34, частей 1, 2, 13 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ООО "ГК ПИРС" (вх.N 12904/ж, 12912/ж от 12.10.2022 г.) на действия заказчика ГКУ "ГУИС РТ" при проведении закупки N0311200027222000052 на предмет: Выполнение инженерных изысканий, разработка проектно-сметной документации по обеспечению населения питьевой водой подлежащих строительству и реконструкции в населенных пунктах Республики Татарстан по доводу 1 необоснованной.
2. В части доводов об обжаловании положений извещения жалобу заявителя ООО "ГК ПИРС" (вх.N 12904/ж, 12912/ж от 12.10.2022 г.) на действия заказчика ГКУ "ГУИС РТ" при проведении закупки N0311200027222000052 на предмет: Выполнение инженерных изысканий, разработка проектно-сметной документации по обеспечению населения питьевой водой подлежащих строительству и реконструкции в населенных пунктах Республики Татарстан оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях заказчика ГКУ "ГУИС РТ" нарушение требований части 1 статьи 34, частей 1, 2, 13 статьи 37, части 3 статьи 7, пункта 3 части 2 статьи 42, части 12.1 статьи 95, части 7 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
5. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии: |
В.Р. Амирова |
Члены Комиссии: |
А.С. Кучеева |
|
Л.А. Акперова |
Исп.: Акперова Л.А., 8(843)23-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 19 октября 2022 г. N 016/06/48-1605/2022 (ключевые темы: участники закупок - саморегулируемые организации - товар. работа. услуга. - обеспечение исполнения контракта - характеристика)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022