Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - старшего государственного инспектора, Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика ГАУ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН" - Адиатулиной Д.Ш. (доверенность N46 от 05.03.2019 г.), Сафиуллова Р.Р. (доверенность N77 от 30.1.22021 г.), Габидуллиной Л.Р. (доверенность N97 от 10.01.2022 г.) в отсутствии заявителя ООО "116Прокат", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобы заявителя (вх. N12953/ж от 13.10.2022 г., вх. N12982/ж от 14.10.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупок N 0311200056122000045 на предмет: Оказание услуг по поддержанию работоспособности многофункциональных устройств для нужд ГБУ МФЦ в Республике Татарстан, N 0311200056122000048 на предмет: Оказание услуг по поддержанию работоспособности многофункциональных устройств для нужд ГБУ МФЦ в Республике Татарстан.
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении закупки в электронной форме N0311200056122000045 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 07.10.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000,00 руб.
Извещение о проведении закупки в электронной форме N0311200056122000048 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 13.10.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобах не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения конкурса приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя об отсутствии в проекте контракта требований к сертификации, гарантии качества производителя.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалоб заявителя, заказчиком в Извещении к закупкам не указаны требования к качеству и безопасности использованного при заправке картриджей тонера. В качестве подтверждения безопасности использования такого тонера, необходимо указать в Извещении требование о предоставлении документов, подтверждающих о оригинальность использованного тонера.
Заказчик с доводом жалоб не согласился, пояснив, что в описании объекта закупки указано, что Исполнитель должен оказывать услуги, соблюдая требования правил эксплуатации электроустановок, техники безопасности, внутреннего распорядка, действующих на территории Заказчика, а также требований прочих действующих нормативных документов. При этом, факт не установления того или иного требования Заказчиком при осуществлении закупки (в данном случае требования участника, подавшего жалобу, о внесении в контракт требования запрашивать у Поставщика документальное подтверждение оригинальности поставляемого тонера от производителя или от представителя производителя на территории Российской Федерации с перечнем расходных материалов, указанных в Спецификации, а также сертификаты соответствия продукции, удостоверяющие качество товара, соответствие товара установленным требованиям, который выдают компетентные органы) не означает, что потенциальные участники, осуществляющие свою предпринимательскую деятельность, не должны руководствоваться всеми необходимыми нормативными документами, действующими в сфере оказываемых ими услуг и применять расходные материалы при оказании услуг должного качества (это их обязанность соблюдать законодательство). В обязанности Заказчика не может быть вменено устанавливать исчерпывающий перечень нормативных документов, которые должен соблюдать участник закупки, потенциально претендующий на оказание необходимых Заказчику услуг, в том числе и о предоставлении им документов, подтверждающих качество используемых расходных материалов, которые в рамках данной закупки не поставляются Заказчику отдельно, а выступают используемым расходным материалом при оказании услуг.
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив положения извещений по закупкам, доводы жалоб заявителя, приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии с текстом Извещения, а именно "описания объекта закупки" заказчиком установлено следующее требование "Исполнитель должен оказывать услуги, соблюдая требования правил эксплуатации электроустановок, техники безопасности, внутреннего распорядка, действующих на территории Заказчика, а также требований прочих действующих нормативных документов."
Таким образом, Комиссией установлено, что заказчиком в Извещении указано на соблюдение всех нормативных актов, включая СНИПы, относительно безопасности использования тонера, при исполнении работ, предусмотренных положениями настоящих Извещений.
Довод заявителя признан необоснованным.
2) Относительно довода заявителя о том, что заказчиком требуется указать конкретные показатели товара, используемого при оказании услуг, что противоречит положениям действующего законодательства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Закона о контактной системе Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
В Письме ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" указано, что:
Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Согласно доводу жалоб заявителя, заказчик требует указать в составе заявки конкретные характеристики товара, а именно тонера, который будет использован при оказании услуг по заправке картриджей.
Заказчик с доводом жалоб не согласился, пояснив, что от участников закупки не требуется указание конкретных характеристик тонера. Участник закупки должен лишь выразить согласие на оказание услуг в соответствии с условиями описания объекта закупки", в том числе в том числе согласиться со всеми параметрами характеристик используемого тонера при оказании услуг по поддержанию работоспособности многофункциональных устройств ГБУ МФЦ в Республике Татарстан.
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив положения извещений по закупкам, доводы жалоб заявителя, приходит к следующим выводам.
Так, согласно положениям Извещения, заказчиком установлены требования к Тонеру для заправки картриджа, которым он должен соответствовать. При этом, согласно пояснениям заказчика, письму ФАС, участники закупки должны были лишь выразить согласие на использование тонера, с теми характеристиками, которые обозначены в "описании объекта закупки", указывать конкретные характеристики товара, от участников закупки не требуется.
Довод жалоб признан необоснованным.
3) Относительно довода заявителя о том, что заказчиком в Извещениях к вышеуказанным закупкам не установлены требования в соответствии с Постановлением Правительства N616.
Согласно части 3 статьи 14 Закон о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень), во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе установлены следующие условия.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N616 Установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Согласно доводам жалобы заявителя, следует, что заказчиком не установлены требования в соответствии с Постановлением N616, так как, в соответствии с Извещением к настоящим закупкам, заправка картриджей осуществляется тонером, которому соответствует код ОКПД2 - 20.59.1 и включен в Приложение N1 к Постановлению N616. Таким образом, по мнению заявителя, заказчик должен был установить требования в соответствии с Постановлением N616, так как, код ОКПД2 соответствующий тонеру для картриджа включен в Приложение N1 к Постановлению N616.
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив положения извещений по закупкам, доводы жалоб заявителя, приходит к следующим выводам.
Согласно пп. "б" п. 3 Постановления N616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в следующих случаях: закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19 - 21, 28, 50, 142 и 145 перечня).
Изучив положения настоящих Извещений, Комиссией было установлено, что НМЦ тонера в настоящих закупках не превышает суммы, указанные в пп. "б" п. 3 Постановления N616, таким образом, указанные закупки подпадают под исключения, установленные Постановлением N616 и как следствие, установление норм данного Постановления не требуется.
Довод заявителя признан необоснованным.
Заявитель явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов, изложенных в жалобах.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Татарстанского УФС России выявлено следующее нарушение.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5.1 проекта контракта заказчиком установлено, что Обеспечение исполнения настоящего контракта по выбору Исполнителя предоставляется в форме независимой гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Таким образом, заказчиком в нарушении требований части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе, ограничены субъекты у которых потенциальные участники закупки могут получить независимую гарантию для ее предоставления в качестве обеспечения исполнения контракта.
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результат проведения закупок, предписание об устранении нарушений не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы заявителя ООО "116Прокат" (вх. N12953/ж от 13.10.2022 г., вх. N12982/ж от 14.10.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупок N 0311200056122000045 на предмет: Оказание услуг по поддержанию работоспособности многофункциональных устройств для нужд ГБУ МФЦ в Республике Татарстан, N 0311200056122000048 на предмет: Оказание услуг по поддержанию работоспособности многофункциональных устройств для нужд ГБУ МФЦ в Республике Татарстан, необоснованными.
2. Признать заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН" нарушившим требования части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии |
В.Р. Амирова |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
М.А. Тимофеев |
Исп. Тимофеев Максим Александрович,
тел. 8 (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 19 октября 2022 г. N 016/06/33-1608/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022