Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Руководителя Инспекции: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя
Амировой В.Р. - начальника отдела; |
Членов Инспекции: |
Салимзянова А.И. - ведущего специалиста-эксперта; |
на основании приказа N 01/173-пр от 11.10.2022 проведя внеплановую документарную проверку в отношении заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 7" (далее - ГАУЗ "ГКБ N 7") (ИНН 1658012247, 420103, РТ, г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 54) о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при проведении закупки N 0311300098122000131 на предмет: "Поставка расходных материалов для отделения РХМДЛ",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении закупки N 0311300098122000131 на предмет: "Поставка расходных материалов для отделения РХМДЛ", размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов https://zakupki.gov.ru 27.05.2022. Начальная цена - 16 531 800,00 рублей.
В соответствии с извещением, Заказчиком установлено преимущество в отношении Субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Относительно первого и второго доводов обращения Лучко С.В. Татарстанское УФАС России сообщает:
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из буквального толкования приведенных норм следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом обозначить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пунктами 3.1.2. и 3.1.3 контракта поставщик обязан: "обеспечить наличие полного ассортимента Товара на складе поставщика не позднее трех дней с даты подписания контракта. Товар должен быть представлен в количестве не менее 1 штуки каждого вида и размера, указанного в спецификации.
Предоставить Заказчику товар для выборочной проверки до начала поставки товара и осуществлять поставку товара только после подписания Сторонами акта выборочной проверки товара.
Предоставить Заказчику сведения об уполномоченном лице, о телефоне, об адресе склада в течение 3 (трех) рабочих дней, со дня подписания Контракта Сторонами.
обеспечить удаленность места хранения товара не более 250 км от места нахождения заказчика. В помещениях для хранения товара должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение товара в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей товара. Помещения для хранения товара должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение товара в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми. Помещения для хранения товара должны быть обеспечены стеллажами, шкафами, поддонами, подтоварниками. Не допускается размещение товаров на полу без поддона. Поддоны могут располагаться на полу в один ряд или на стеллажах в несколько ярусов, в зависимости от высоты стеллажа. Не допускается размещение поддонов с товарами в несколько рядов по высоте без использования стеллажей. Отделка помещений для хранения товара (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки. Помещения для хранения товара должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5-1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке. Площадь складских помещений должна соответствовать объему хранимых товара, но составлять не менее 70 кв. м, включая: зону приемки товара; зону для основного хранения товара; зону экспедиции; помещения для товаров, требующих особых условий хранения".
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив указанные пункты приходит к выводу об отсутствии ограничения потенциального круга участников, установлением требований к складу потенциального исполнителя, расстоянию до указанного, на котором должна храниться поставляемая продукция, ввиду того, что для сохранения медицинских и потребительских свойств товара, должны быть соблюдены особые условия хранения, отсутствие которых, может привести к потере таких свойств, и как следствие невозможности оказания квалифицированной помощи пациенту, что в свою очередь может привести к негативным последствиям.
Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что требование о наличии на складе заказчика всего ассортимента товара не позднее трех дней с момента заключения контракта, также не противоречит нормам действующего законодательства, так как в соответствии с положениями контракта, товар должен быть поставлен поставщиком в течение 24 часов с момента получения заявки Заказчика. Отсутствие товара на складе, так и невозможности осуществления поставки в течение 24 часов, может привести к невозможности оказания качественной квалифицированной медицинской помощи.
Относительно 3 довода обращения ИП Лучко С.В. Татарстанское УФАС России сообщает:
В соответствии с п. 3.1.5 контракта поставщик обязан передать Заказчику надлежащим образом оформленные документы: накладные; счета-фактуры; сертификаты и иные документы. Для товара иностранного происхождения, при передаче товара поставщик предоставляет документы, подтверждающие факт введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации правообладателем товарного знака, размещенного на товаре, или с его согласия (лицензионные соглашения поставщика с правообладателями, таможенные декларации, письма правообладателей и лицензиата, договоры с лицензиатом или с его контрагентами на поставку медицинских изделий).
Указанное условие не является требованием к участникам торгов (статья 31 Закона о контрактной системе), подавшим заявку на участие, а представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора после проведения торгов и определения победителя.
При этом само по себе условие о необходимости сопровождения поставщиком (победителем аукциона) поставляемых медицинских изделий документами, подтверждающими введение в гражданский оборот на территории Российской Федерации поставляемых товаров непосредственно правообладателем товарного знака, размещенного на товаре, или с его согласия, действующему законодательству не противоречит. Согласно пункту 1 статьи 460 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.
Во избежание возможной поставки контрафактного товара, или товара не свободного от прав третьих лиц, заказчик вправе не согласиться принять товар, относительно которого он не имеет информации об отсутствии его обременения правами (в данном случае правом на защиту интеллектуальной собственности) третьих лиц. Соответственно, вправе потребовать от поставщика исполнения обязанности подтвердить, что передаваемый товар свободен от прав третьих лиц.
Спорное условие проекта контракта предложено на стадии доведения до потенциальных участников торгов документации об аукционе, является одинаковым для всех участников и действующему законодательству не противоречит.
Таким образом, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что условие о предоставлении подтверждающих документов, относительно факта того, что поставленный заказчику товар, введен в гражданский оборот на территории Российской Федерации правообладателем товарного знака, размещенного на товаре, или с его согласия, не нарушает действующего законодательства, а также защищает заказчика от возможной поставки контрафактного товара, и как следствие, товара низкого, ненадлежащего качества, что может привести к невозможности его использования и оказанию качественной медицинской помощи пациентам заказчика.
Вместе с тем, в ходе анализа Извещения к указанной закупки было установлено следующее:
1) Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10.13 проекта контракта установлено, что Срок действия независимой гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, заказчиком ненадлежащим образом установлен срок действия независимой гарантии, представляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, а именно срок рассчитан от действия контракта, а не исполнения обязательств.
Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2) В соответствии с пп "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Вместе с тем, изучив положения Извещения, было установлено, что заказчиком указано следующее:
Информация и документы об участнике закупки, подавшем заявку на участие в закупке в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 43:
Идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Таким образом установлено, что заказчиком установлены положения о составе заявки участника закупки в устаревшей редакции закона.
Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 7, пп "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3) В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Извещением о проведении закупки Заказчиком были применены положения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции").
В Извещении заказчиком установлены следующие коды ОКПД2 - 32.50.13.110 - Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты, 32.50.13.190 - Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки.
Согласно техническому заданию по Извещению о проведении закупки N 0311300098122000131 на предмет: "Поставка расходных материалов для отделения РХМДЛ", необходимо поставить такие товары, как стенты для коронарных артерий выделяющий лекарственное средство, катетеры баллонные для коронарной ангиопластики, проводники для доступа к коронарным/переферическим сосудам, катетеры ангиографические, шприцы манометры для баллоных катетеров.
Согласно положениям Постановления Правительства N 878 установлен, перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, согласно перечню, Наименование радиоэлектронной продукции закупаемой заказчиком, не соответствует наименованию товара, указанному в Постановлении, несмотря на соответствие кодов ОКПД 2. Таким образом, установление требований в соответствии с Постановлением N 878 в настоящем случае не требовалось.
Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика ГАУЗ "ГКБ N 7" нарушившим требования части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Руководитель инспекции: А.А. Яфизов
Члены Комиссии: В.Р. Амирова
А.И. Салимзянов
Исп.: Салимзянов А.И.
Тел.: 8 (843) 238-24-86
Тел.: +7 499 755 23 23, вн.тел.: 016-130
e-mail: HYPERLINK "to16-salimzyanov@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 24 октября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2022