Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей Заявителя Общества с ограниченной ответственностью "НТЦ "Синергия" - Астапнековой О.С. (действующая по доверенности N0019/1121-1 т 01.09.2022 года),Баландиной О.С. (действующая по доверенности Nб/н от 01.09.2022 года), Галяутдинова В.Ж. (действующий по доверенности Nб/н от 01.09.2022 года), надлежащим образом уведомленных, в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" - Буряк Е.Ю.(действующая по доверенности Nб/н от 19.10.2022 года), Свиридовой И.П. (действующая по доверенности Nб/н от 19.10.2022 года), надлежащим образом уведомленных, в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Даниловой Ю.Р. (действующая по доверенности N01-0631 от 23.05.2022 года, Ходжаевой Д.Х. (действующая по доверенности N01-06-26 от 13.01.2022 года), надлежащим образом уведомленных, в присутствии представителя победителя закупки ООО "Ренталити" - Лещикова А.А. (действующий по доверенности Nб/н от 10.01.2022 года), надлежащим образом уведомленного, рассмотрев жалобу ООО "НТЦ "Синергия" на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку прибора контроля уровня излучения комбинированного (реестровый N 0825500000722004253), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 17.10.2022 поступила жалоба ООО "НТЦ "Синергия" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" (далее также - Заказчик) уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" (далее также - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку прибора контроля уровня излучения комбинированного (реестровый N 0825500000722004253) (далее - электронный аукцион).
Податель жалобы полагает, извещение Заказчика составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 20.10.2022 года в 10 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
В назначенное время рассмотрение жалобы началось в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей Заявителя Общества с ограниченной ответственностью "НТЦ "Синергия" - Астапнековой О.С. (действующая по доверенности N0019/1121-1 т 01.09.2022 года),Баландиной О.С. (действующая по доверенности Nб/н от 01.09.2022 года), Галяутдинова В.Ж. (действующий по доверенности Nб/н от 01.09.2022 года), надлежащим образом уведомленных, в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" - Буряк Е.Ю.(действующая по доверенности Nб/н от 19.10.2022 года), Свиридовой И.П. (действующая по доверенности Nб/н от 19.10.2022 года), надлежащим образом уведомленных, в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Даниловой Ю.Р. (действующая по доверенности N01-0631 от 23.05.2022 года, Ходжаевой Д.Х. (действующая по доверенности N01-06-26 от 13.01.2022 года), надлежащим образом уведомленных, в присутствии представителя победителя закупки ООО "Ренталити" - Лещикова А.А. (действующий по доверенности Nб/н от 10.01.2022 года), надлежащим образом уведомленного.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления объявлялся перерыв до 10.30 час. 21.10.2022 года.
После объявленного перерыва продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей Заявителя Общества с ограниченной ответственностью "НТЦ "Синергия" - Астапнековой О.С. (действующая по доверенности N0019/1121-1 т 01.09.2022 года),Баландиной О.С. (действующая по доверенности Nб/н от 01.09.2022 года), Галяутдинова В.Ж. (действующий по доверенности Nб/н от 01.09.2022 года), надлежащим образом уведомленных, в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" - Буряк Е.Ю.(действующая по доверенности Nб/н от 19.10.2022 года), Свиридовой И.П. (действующая по доверенности Nб/н от 19.10.2022 года), надлежащим образом уведомленных, в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Даниловой Ю.Р. (действующая по доверенности N01-0631 от 23.05.2022 года, Ходжаевой Д.Х. (действующая по доверенности N01-06-26 от 13.01.2022 года), надлежащим образом уведомленных, в присутствии представителя победителя закупки ООО "Ренталити" - Лещикова А.А. (действующий по доверенности Nб/н от 10.01.2022 года), надлежащим образом уведомленного.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
07.10.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее также - извещение).
Заказчиком электронного аукциона является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер".
В извещение Заказчиком вносились изменения.
Измененная редакция извещения размещена 13.10.2022 года (действующая редакция).
В связи с поступлением 17.10.2022 года в Астраханское УФАС России жалобы ООО "НТЦ "Синергия", Комиссия Управления рассматривает редакцию извещения от 13.10.2022 года (действующая редакция).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 48 233 333,33 рублей.
1. Из жалобы ООО "НТЦ "Синергия" следует, что Заказчик в "Описании объекта закупки" установил характеристики прибора производителя "PTW", и приборы иных производителей не отвечают требованиям, включенным в описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Так, Заказчик в файле "Описание объекта закупки" установил требования к поставляемому товару.
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика было пояснено, что под установленные в файле "Описание объекта закупки" характеристики подходит прибор не только производителя "PTW", но и дозиметр клинический "SuperMAX Electrometer" производителя "Standart Imaging, Inc".
При этом, из предоставленных материалов следует, что прибор производителя "Standart Imaging, Inc" не отвечает требованиям, установленным Заказчиком в файле "Описании объекта закупки"
Например: по пп.6.6 "Описания объекта закупки" установленная Заказчиком характеристика как "Наличие встроенного в корпус дисплея для демонстрации результатов измерений" отсутствует у дозиметра клинического "SuperMAX Electrometer" производителя "Standart Imaging, Inc", поскольку из предоставленных Заявителем материалов следует, что дисплей такого прибора отображает только обнаруженную энергию, коды неисправностей или ошибки.
Кроме того, факт отсутствия встроенного в корпус вышеуказанного прибора дисплея, непосредственно демонстрирующего результаты измерений, подтверждается предоставленными Победителем материалами, из которых следует, что результат измерений для каждой энергии отображен в виде показаний "пройдено/провалено", то есть сами результаты измерений на таком дисплее не отображаются.
В опровержение доводов Заявителя представителями Заказчика предоставлено письмо ООО "Мед-Спектрум" (исх.N2010-06 от 20.10.2022 года), из которого следует, что дозиметр клинический "SuperMAX Electrometer", производителя "Standart Imaging, Inc" обладает встроенным в корпус дисплеем, отображающим результаты измерений.
При этом, документов, подтверждающих, что ООО "Мед-Спектрум" является официальным дистрибьютером "Standart Imaging, Inc" на территории РФ предоставлено не было, вследствие чего данное письмо не может быть принято Комиссией Управления в качестве доказательства позиции Заказчика.
Также Заявитель указывает на несоответствие прибора "Дозиметр клинический "SuperMAX Electrometer" производителя "Standart Imaging, Inc" по установленной Заказчиком характеристике в пункте 4 файла "Описание объекта закупки": "Блок детекторов для контроля лучевой терапии с IMRT и VMAT не менее 1 шт.".
Следует отметить, что Заказчиком вовсе не было представлено каких-либо документов, подтверждающих соответствие спорного прибора ("Дозиметр клинический "SuperMAX Electrometer") по установленной в пункте 4 "Описания объекта закупки" характеристике.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что предъявляемым им к товару требованиям отвечает товар иных производителей прибора контроля уровня излучения комбинированного.
Указанные действия не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, части 2 статьи 8, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда РФ N 309-КГ17-20389 от 15.01.2018 по делу NА50-9033/2017.
2.В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик после внесения изменений в положения извещения об осуществлении закупки неправомерно не продлил срок подачи заявок на участие в закупке, тем самым лишил участников такой закупки воспользоваться правом подачи запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении такой закупки.
Согласно части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
13.10.2022 заказчиком в единой информационной системе размещены изменения в извещение об осуществлении закупки.
С учетом начальной (максимальной) цены контракта (48 233 333,33 руб.), на рассматриваемый электронный аукцион распространяется норма, предусмотренная пунктом 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, и предполагается, что после внесения изменений в положения извещения об аукционе останется не менее трех дней (3 дня или более) со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок.
В настоящем случае Заказчиком требуемый срок соблюден, поскольку со дня, следующего за днем размещения изменений (14.10.2022), до даты окончания срока подачи заявок (17.10.2022) прошло 3 дня (14.10.2022, 15.10.2022, 16.10.2022).
При указанных обстоятельствах нарушений в действиях Заказчика при внесении изменений в положения Извещения об осуществлении закупки не установлено, в связи с чем довод подателя жалобы признается необоснованным.
Кроме того, в жалобе Заявителя указано на нарушение Заказчиком порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия также отмечает, что согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 указанной статьи, с учетом части 4 указанной статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 названной статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, вопросы правильности расчета начальной (максимальной) цены контракта не относятся к компетенции антимонопольного органа, как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 2 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НТЦ "Синергия" на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку прибора контроля уровня излучения комбинированного (реестровый N 0825500000722004253) обоснованной в части нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать государственного заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" и уполномоченного органа - Государственное казенное учреждение Астраханской области "Региональный центр организации закупок" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку прибора контроля уровня излучения комбинированного (реестровый N 0825500000722004253).
3. Выдать государственному заказчику Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" и уполномоченному органу- Государственному казенному учреждению Астраханской области "Региональный центр организации закупок" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку прибора контроля уровня излучения комбинированного (реестровый N 0825500000722004253).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21 октября 2022 г. N 030/06/42-1152/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022