Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
в присутствии представителя Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Добрыниной Татьяны Павловны (доверенность N7 от 10.01.2022), и в присутствии директора Общества с ограниченной ответственностью "Латераль-групп" Сабениной Оксаны Алексеевны и представителя Общества с ограниченной ответственностью "Латераль-групп" Минаевой Ангелины Игоревны (доверенность Nб/н от 10.10.2022), рассмотрев заявление Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (414040, г. Астрахань, ул. Академика Королева, 46; ИНН: 3015010945) о внесении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Латераль-групп" (414040, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 28, пом. 8; ИНН: 3015089134) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 13.10.2022 поступило заявление Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - Заказчик, ГУ - Астраханское РО ФСС РФ) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Латераль-групп" (далее также - Поставщик, Общество, ООО "Латераль-групп") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта N589 от 28.12.2022 на поставку специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов в 2022 году (ИКЗ 211301501094530150100100440923250323) (реестровый номер 1301501094522000017) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено на 19 октября 2022 года на 14 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа, по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Представитель Заказчика приняла личное участие в рассмотрении заявления.
Директор и представитель ООО "Латераль-групп" приняли участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 19.10.2022 на 20.10.2022 на 14 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа.
Представитель Заказчика приняла личное участие в рассмотрении заявления.
Директор и представитель ООО "Латераль-групп" приняли участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
22.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по поставку специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов в 2022 году (номер извещения 0225100000121000265) (далее - аукцион) и документация об этом аукционе.
По результатам аукциона победителем было признано ООО "Латераль-групп" (Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.12.2021 N0225100000121000265-1).
28.12.2022 года между Заказчиком и Обществом был заключен Контракт, по условиям которого Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия, следующих технических средств реабилитации: специальных средств при нарушениях функций выделения для обеспечения инвалидов в 2022 году (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение N1 к Контракту) и спецификацией (рекомендуемый образец приведен в приложение N2 к Контракту), в Астраханскую область в соответствии с календарным планом (приложение N3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями", а Заказчик обязуется оплатить Товар.
Цена контракта составляет 1 442 350,00 рублей, НДС не облагается на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ.
Согласно пункту 2.1 Контракта срок поставки Товара - с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара (приложение N4 к Контракту) до 31 июля 2022 года.
Поставке подлежат специальные средства при нарушениях функций выделения в общем количестве 17500 штук.
В соответствии с пунктом 2.2 Контракта Контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до 31 августа 2022 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
Пункт 3.3.1 Контракта устанавливает, что Поставщик обязан обеспечить поступление Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, по наименованию, в количестве и в сроки, определенные календарным планом.
Согласно календарному плану (приложение N3 к Контракту) поставка в Астраханскую область осуществляется в периоды до 20.01.2022 (8750 штук специальных средств согласно спецификации) и до 20.04.2022 (8750 штук специальных средств согласно спецификации).
В соответствии со спецификацией (приложение N2 к Контракту) общество должно поставить мочеприемники ножные (мешок для сбора мочи), дневной (производства "КонваТек Инк." (страна производства Словакия) в количестве 14000 штук, и мочеприемники ножные (мешок для сбора мочи), дневной (производства "Колопласт А/С" (страна производства Дания) в количестве 3500 штук.
Согласно Решению об одностороннем отказе от исполнения контракта N15-15/3011-5006 от 30.09.2022 (далее - Решение) Заказчик решил расторгнуть Контракт в связи с тем, что поставка товара в соответствии с календарным планом до 20.04.2022 Поставщиком не осуществлена в полном объеме. Ни на дату принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, ни на момент вступления Решения в силу поставка товара полностью не осуществлена.
Согласно Решению недопоставка Товара по второму периоду календарного плана (приложение N3 к Контракту) составляет 8 492 штуки.
Согласно письменным пояснениям ООО "Латераль-групп", Обществом исполнены обязательства по Контракту на 50% (осуществлен первый этап поставки в полном объеме) и затягивание поставки товаров произошло по независящим от Общества обстоятельствам.
28.02.2022 ООО "Колопласт" в адрес Поставщика было направлено письмо N91-02 с информацией об увеличении периода прохождения товара с производственных площадок и транспортного склада в Венгрии, в связи с чем сроки поставки товара в Российскую Федерацию увеличились до 5 месяцев.
Письмом N04/22 от 28.04.2022 дистрибьютор компании ЗАО "КонваТек" уведомил Общество, о задержке поставок товара до конца июля 2022 года.
Письмами N31 от 15.03.2022, N44 от 18.04.2022, N52 от 28.04.2022 ООО "Латераль-групп" проинформировало Заказчика о возникших обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта.
Таким образом, исходя из пояснений Подрядчика, ООО "Латераль-групп" не уклонялось от исполнения Контракта, все действия были направлены на поиск других поставщиков по поставке мочеприемников.
Но в связи с экономической ситуацией, а именно введением санкций в отношении Российской Федерации, ограничения Европейскими поставщиками поставок в Россию материалов, не имеющих аналогов в России, переход на предоплатную систему поставок, отсутствие транспортных сообщений, компании столкнулись с проблемой импорта готовой продукции, сырья и материалов, необходимых для производства медицинских изделий, в том числе мочеприемников.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 13.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8 - 23 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно пункту 3.2.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик 30.09.2022 года принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N15-15/3011-5006.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение было сформировано Заказчиком, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в Единой информационной системе 30.09.2022.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Поставщика о Решении является 30.09.2022, Решение вступило в силу 11.10.2022.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ООО "Латераль-групп" обязательств по контракту N589 от 28.12.2022 на поставку специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов в 2022 году (ИКЗ 211301501094530150100100440923250323) (реестровый номер 1301501094522000017).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО "Латераль-групп" недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО "Латераль-групп" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у Общества умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ООО "Латераль-групп" умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения контракта N589 от 28.12.2022 на поставку специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов в 2022 году (ИКЗ 211301501094530150100100440923250323) (реестровый номер 1301501094522000017), недобросовестного его поведения, отсутствуют. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Латераль-групп", Заказчиком не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ООО "Латераль-групп" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления ГУ - Астраханское РО ФСС РФ о внесении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Латераль-групп" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения ГУ - Астраханское РО ФСС РФ требований Закона о контрактной системе при расторжении контракта N589 от 28.12.2022 на поставку специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов в 2022 году (ИКЗ 211301501094530150100100440923250323) (реестровый номер 1301501094522000017) и направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Латераль-групп" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии Балтыкова Е.М.
Крупина Е.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 20 октября 2022 г. N РНП-30-128-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2022