Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителей государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" Гариной Е.Г. (доверенность от 16.02.2022 N3), Разиновой Т.Ю. (доверенность от 16.02.2022 N4), а также в присутствии представителей ООО "Астраханглавснаб" Марочкина С.В. (доверенность от 24.10.2022), Иванникова А.С. (доверенность от 17.02.2022), в отсутствие представителей: ООО "Мосты и дороги", ООО "ДорМостСтрой", ООО "Волжская Ремонтная Строительная Компания", на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания от 27.09.2021 N030/06/54.7-1242/2021, а также на основании обращения ООО "Астраханглавснаб" от 29.09.2022 N29/09/22-1 (вх. от 29.09.2022 N8583) провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" и ее конкурсной комиссии на предмет исполнения предписания от 27.09.2021 N030/06/54.7-1242/2021, по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением от 19.10.2022 N04/6275 проведение внеплановой проверки было назначено на 25.10.2022 на 14 час 00 мин.
В указанное время проведение внеплановой проверки началось в присутствии представителей государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" Гариной Е.Г. (доверенность от 16.02.2022 N3), Разиновой Т.Ю. (доверенность от 16.02.2022 N4), а также в присутствии представителей ООО "Астраханглавснаб" Марочкина С.В. (доверенность от 24.10.2022), Иванникова А.С. (доверенность от 17.02.2022), в отсутствие представителей: ООО "Мосты и дороги", ООО "ДорМостСтрой", ООО "Волжская Ремонтная Строительная Компания".
Выслушав представителей сторон, изучив материалы проверки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
Астраханским УФАС России (далее - Управление) ГКУ АО "Астраханьавтодор", его конкурсной комиссии и АО "Сбербанк-АСТ" выданы предписания N 030/06/54.7-1242/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1240/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1241/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1236/2021 от 27.09.2021 при проведении открытых конкурсов в электронной форме с реестровыми номерами извещений N 0825500000621000103, N 0825500000621000100, N 0825500000621000099 и N 0825500000621000098.
Во исполнение указанных четырёх предписаний заказчику и его конкурсной комиссии надлежало отменить протоколы рассмотрения и оценки вторых частей заявок, протоколы подведения итогов открытого конкурса, заказчику надлежало назначить новую дату и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок, заказчику, оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ", конкурсной комиссии надлежало осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решений Управления.
Предписания необходимо было исполнить в срок не позднее 15.10.2021.
08.10.2021 заказчик и его комиссия отменили протоколы рассмотрения вторых частей и итоговые протоколы, то есть исполнили предписание в части.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 14.10.2021 по делу N А06-10085/2021 приняты обеспечительные меры, действие предписаний приостановлено.
Предписаниями Управления N030/06/54.7-1595/2021 от 06.12.2021, N030/06/54.7-1596/2021 от 06.12.2021, N030/06/54.7-1593/2021 от 06.12.2021, N030/06/54.7-1594/2021 от 06.12.2021 ГКУ АО "Астраханьавтодор", его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" надлежало приостановить все действия по указанным закупкам до прекращения действия обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Астраханской области от 14.10.2021 по делу NА06-10085/2021.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.04.2022 по делу N А06-10085/2021, оставленным в силе постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2022, в удовлетворении требований о признании недействительными четырех решений и четырёх предписаний Управления отказано.
Следовательно, обеспечительные меры прекратили свое действие 02.09.2022.
На основании п. 2 ч. 22 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предписания Управления обязательны для исполнения.
После прекращения действия обеспечительных в целях исполнения предписаний Управления N 030/06/54.7-1242/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1240/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1241/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1236/2021 от 27.09.2021 ГКУ АО "Астраханьавтодор" надлежало назначить новую дату и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, ГКУ АО "Астраханьавтодор" и его комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями конкурсной документации и законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, действовавшими на дату размещения соответствующих извещений, и с учетом решений Управления N 030/06/54.7-1242/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1240/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1241/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1236/2021 от 27.09.2021.
При этом согласно ч. 7 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Управлением с использованием единой информационной системы в сфере закупок определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по указанным закупкам приостановлено только в части заключения контракта.
Однако письмом исх. N 4836 от 20.09.2022 ГКУ АО "Астраханьавтодор" сообщило в Управление, что для назначения новых дат и времени рассмотрения вторых заявок требуется доступ к функционалу возобновления электронной процедуры, который может быть осуществлен только оператором электронной площадки. Также ГКУ АО "Астраханьавтодор" сообщило, что технически не может выполнять какие-либо действия в целях исполнения предписания.
В целях осуществления контроля исполнения предписаний, руководствуясь частью 26 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Управление письмом от 27.09.2022 N04/5881 просило АО "Сбербанк-АСТ" предоставить ГКУ АО "Астраханьавтодор" и его комиссии техническую возможность для исполнения предписаний N 030/06/54.7-1242/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1240/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1241/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1236/2021 от 27.09.2021.
АО "Сбербанк-АСТ" письмом от 28.09.2022 сообщило в адрес Управления, что техническая возможность для исполнения предписаний Заказчиком и его комиссией оператором предоставлена 28.09.2022.
С учетом того, что предписание надлежало исполнить не позднее 15.10.2021, обеспечительные меры приняты Арбитражным судом Астраханской области 14.10.2021, то есть за 1 день до окончания срока исполнения предписания, обеспечительные меры прекратили действие 02.09.2022, а техническая возможность для исполнения предписаний предоставлена оператором 28.09.2022, предписание надлежало исполнить в срок не позднее 29.09.2022.
Между тем по состоянию на 25.10.2022 предписания N 030/06/54.7-1242/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1240/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1241/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1236/2021 от 27.09.2021 Заказчиком и его комиссией не исполнены.
Обязательность исполнения предписаний N 030/06/54.7-1242/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1240/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1241/2021 от 27.09.2021, N 030/06/54.7-1236/2021 от 27.09.2021 подтверждается также письмом ФАС России от 30.09.2022 NПИ/90490/22.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком и его комиссией в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 99 Закона о контрактной системе не исполнено обязательное для исполнения предписание Астраханского УФАС России об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по делу от 27.09.2022 N030/06/54.7-1242/2021, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование неисполнения предписаний представители Заказчика указывают на отсутствие у Заказчика и его комиссии технической возможности для исполнения предписаний.
Однако доказательства указанного Заказчик не представил.
При этом в материалах проверки имеются письма ФАС России от 30.09.2022 NПИ/90490/22 и оператора АО "Сбербанк-АСТ" от 28.09.2022, подтверждающие наличие технической возможности для исполнения предписания.
В обоснование неисполнения предписания Заказчик указывает на отсутствие финансирования, истечение срока выполнения работ по контракту, и по этим основаниям просит аннулировать закупку.
Однако указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии нарушения и не могут позволить Заказчику и его комиссии не исполнять обязательные для исполнения в силу Закона о контрактной системе предписания.
Кроме того, отсутствие финансирования Заказчик никакими документами не подтвердил.
При этом выдача предписания об аннулировании закупки в связи с истечением сроков выполнения работ и отсутствием финансирования не входит в полномочия Управления, поскольку п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Поскольку в ходе внеплановой проверки не установлено каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе, влекущих необходимость аннулирования закупки, правовые основания для выдачи Заказчику и его комиссии предписания об аннулировании закупки у Управления отсутствует.
Одновременно с этим Комиссия считает необходимым выдать Заказчику и его комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, выраженного в неисполнении ранее выданного предписания.
Комиссия, основываясь на изложенном, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика - ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" нарушившим п.2 ч.2 ст. 99 Закона о контрактной системе при исполнения предписания от 27.09.2021 N030/06/54.7-1242/2021 по закупке с реестровым номером извещения 0825500000621000099.
2. Выдать государственному заказчику ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор", конкурсной комиссии государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" и оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении допущенных нарушений.
3. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 25 октября 2022 г. N 030/06/99-1182/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2022