Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------->,
Членов Комиссии:
<------->;
<------->,
При участии:
От Заказчика, Исполнителя должным образом уведомленных о месте и времени рассмотрения обращения, представители не представлены,
рассмотрев направленное Заказчиком - МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (ИНН: 8903027978), обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300001222000544 от 05.08.2022 на выполнение работ по благоустройству объекта: "Установка памятного знака "Ветеранам боевых действий" и табличек с территориями войн" г. Надым, цена контракта - 1 032 047,00 рублей, (извещение N 0190300001222000544), с ООО "Оптимус Транс" (ИНН: 7801710911) и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены документы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика от 28.09.2022 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0190300001222000544 от 05.08.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 05.08.2022 между Муниципальным учреждением "Управление капитального строительства и капитального ремонта", именуемым в дальнейшем "Заказчик" и Обществом с ограниченной ответственностью "ОПТИМУС ТРАНС" заключен муниципальный контракт N 0190300001222000544 на выполнение работ по благоустройству (далее по тексу - работы) на объекте: "Установка памятного знака "Ветеранам боевых действий" табличек с территориями войн" г. Надым (далее - контракт), со сроком выполнения работ - в течение 70 (Семьдесят) календарных дней с даты заключения Контракта.
Контракт заключен по результатам проведенного электронного аукциона у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, на основании протокола проведения итогов электронного аукциона N 0190300001222000544-1 от 25.07.2022 г. размещённого на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству (далее по тексу - работы) на объекте: "Установка памятного знака "Ветеранам боевых действий" табличек с территориями войн" г. Надым (далее по тексту -Объект) в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N° 1 Контракта), с Объектным сметным расчетом (Приложение N 5 к Контракту) и на условиях, предусмотренных Контрактом, а Заказчик принять и оплатить надлежащим образом фактически выполненные Работы по Контракту.
В соответствии с п. 3.1, 3.2 Контракта Подрядчик приступает к выполнению работ с момента заключения настоящего Контракта. Срок выполнения работ - в течение 70 (Семьдесят) календарных дней с даты заключения Контракта.
Пунктами 4.1, 4.2, 4.3 Контракта предусмотрена обязанность Подрядчика принять Объект у Заказчика до начала производств работ в форме акта передачи Объекта (Приложение N 2 к Контракту) для выполнения работ. Производить работы в полном соответствии с проектно-сметной документацией и строительными нормами и правилами. Выполнить все работы в объёме и сроки, предусмотренные настоящим контрактом, сдать Заказчику на основании документа о приемке, в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию объекта.
До начала производства работ в нарушение п. 4.1. Контракта Подрядчиком Объект у Заказчика не принят.
В соответствии с п. 4.6. контракта Подрядчик обязан назначить в течение 2 (Двух) дней с момента подписания настоящего контракта представителя(ей) Подрядчика, ответственных за производство работ по настоящему контракту, официально известив об этом Заказчика путем представления надлежаще заверенной копии документа (доверенность, приказ), содержащего сведения о документе удостоверяющем личность представителя(ей) и устанавливающего его полномочия в части осуществления обязанностей по настоящему контракту.
Подрядчик не известил Заказчика и не представил надлежащего документа об ответственных лицах за производство работ по Контракту.
Согласно п. 4.9 Контракта Подрядчик обязан разработать и согласовать с Заказчиком месячно-суточный график (Приложение N 1.1 к Контракту) выполнения работ, основанный на графике выполнения работ (Приложение N 1 к Контракту), и предоставлять его Заказчику в течение 3 (Три) дней с момента заключения Контракта, далее в срок до 25 (Двадцать пять) числа каждого месяца, предшествующего отчетному.
Подрядчиком месячно-суточный график не предоставлялся.
К работам на объекте: "Установка памятного знака "Ветеранам боевых действий" табличек с территориями войн" г. Надым, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Надым, ул. Ямальская, кадастровый квартал 89:10:010105, Подрядчик - Общество с ограниченной ответственностью "ОПТИМУС ТРАНС" не приступал, обязательства по контракту не исполняются.
В соответствии с п. 11.6 Контракта основанием для одностороннего расторжения Контракта, в том числе является: нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ более чем на 5 (Пять) дней по причинам не зависящим от Заказчика (п. 11.6 контракта).
Обязательства, предусмотренные условиями контракта, Подрядчик не исполнил должным образом, тем самым нарушил п.3.4, 4.1, 4.6, 4.9, 4.10.
В соответствии с пунктами 11.4, 11.5, 11.6, 11.7, 11.8 Контракта, на основании ст.ст. 450.1, 708, 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 8, 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ-44) Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из пояснений Заказчика представленный в Управление установлено, что письмами от 17.08.2022N 89-174/1901-08/3766 и от 22.08.2022 N 89-174/1901-08/3887 Заказчик обращался к Подрядчику с просьбой направить приказ о назначении ответственных лиц за технику безопасности, пожарной безопасности, охраны труда на объекте, направить отчет о выполненных работах за прошедшую неделю в соответствии с приложением N 3 к Контракту, а также Заказчик сообщил о нарушении Подрядчиком условий Контракта (п. 3.1, 4.7, 4.9, 4.10) и сообщил, что в соответствии с п. 11.6 Контракта основанием для одностороннего расторжения Контракта, в том числе является: нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ более чем на 5 (Пять) дней по причинам, не зависящим от Заказчика. Письма Заказчика оставлены без ответа.
В соответствии с п. 10.3. Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем Подрядчику была направлена 08.09.2022 претензия N 89-174/1901-08/4222.
Согласно заключению комиссии по проведению экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от 28.09.2022, Комиссия, изучив представленные результаты исполнения контракта, пришла к выводу:
- к работам на объекте "Установка памятного знака "Ветеранам боевых действий" табличек с территориями войн" г. Надым" не приступили, обязательства не исполнены, уважительные причины отсутствуют;
- расторгнуть муниципальный контракт N 0190300001222000544 от 05.08.2022 в одностороннем порядке.
Решением от 28.09.2022 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта 0190300001222000544 от 05.08.2022 комиссия Заказчика провела проверку на предмет исполнения контракта Подрядчиком принятых обязательств по муниципальный контракту N 0190300001222000544 от 05.08.2022. Комиссией выявлено, что обязательства, предусмотренные условиями контракта, Подрядчик не исполнил должным образом, тем самым нарушил п.3.4, 4.1, 4.6, 4.9, 4.10.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 13.10.2022 NАД/3720 не представил объяснений по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, не направил на заседание комиссии своих представителей.
Указанное уведомление было направлено подрядчику на адрес электронной почты optimustrans@bk.ru, который указан в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте, а также использовался поставщиком при заключении контракта.
При вынесении решения Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.12.3 Контракта указано, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
05.08.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципального контракта N 0190300001222000544 на выполнение работ по благоустройству объекта: "Установка памятного знака "Ветеранам боевых действий" и табличек с территориями войн" г. Надым.
28.09.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.09.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Действуя в рамках исполнения контракта, Подрядчик должен осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию средств субсидий, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и неисполнения контракта в дальнейшем.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях поставщика, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту (работы не выполнены).
Подрядчик на заседание Комиссии контрольного органа своих представителей не направил, не представил информацию и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с заказчиком.
Согласно части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Доказательств возникновения у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии контрольного органа не представлено.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Подрядчиком, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Подрядчике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Оптимус Транс" (ИНН: 7801710911), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа - Скороходе Дмитрии Сергеевиче (ИНН 470313524738) по обращению Заказчика - МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (ИНН: 8903027978) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300001222000544 от 05.08.2022 на выполнение работ по благоустройству объекта: "Установка памятного знака "Ветеранам боевых действий" и табличек с территориями войн" г. Надым, цена контракта - 1 032 047,00 рублей, (извещение N 0190300001222000544), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Оптимус Транс", лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа - Скороходе Дмитрии Сергеевиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Председатель комиссии <------->
Члены комиссии <------->
<------->
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 октября 2022 г. N 089/06/104-903/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022