Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____>
<____>
<____>
рассмотрев представленное Заказчиком - ГБУ ЯНАО "Агентство по развитию регионального туризма" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 27-ЗК от 29.08.2022 на оказание услуг по созданию серии видеороликов, направленных на информационное освещение туризма в ЯНАО, в том числе с использованием 2D и 3D-графики, цена контракта - 470 000,00 рублей, (извещение N 0190200000322009091), с ИП Слесаренко В.Р. (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 1.1 Контракта Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по созданию серии видеороликов, направленных на информационное освещение туризма в ЯНАО, в том числе с использованием 2D и 3D-графики, в объеме согласно прилагаемому к настоящему контракту техническому заданию (Приложение N 1) и расчету стоимости услуг (Приложение N 2), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 1.4 Контракта установлено, что Срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 5 декабря 2022 года включительно. Конкретные сроки создания каждого видеоролика указаны в графике выхода видеороликов (раздел 5 Технического задания).
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.09.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что "29" августа 2022 года в соответствии с положениями ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" между ГБУ ЯНАО "Агентство по развитию регионального туризма" (далее - Заказчик) и ИП Слесаренко В.Р. (далее - Исполнитель) заключен государственный контракт N 27-ЗК (далее - Контракт) на оказание услуг по созданию серии видеороликов, направленных на информационное освещение туризма в ЯНАО, в том числе с использованием 20 и ЗЭ-графики, в соответствии с которым Исполнитель обязался оказать услуги по созданию серии видеороликов, направленных на информационное освещение туризма в ЯНАО, а Заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги.
Однако в нарушение условий контракта Исполнитель по состоянию на "29" сентября 2022 года к исполнению обязательств по Контракту не приступил; требование (претензию) об уплате штрафа в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом на осуществление закупки товара (работы, услуги), проигнорировал.
Таким образом, Исполнитель своих обязательств по контракту не исполнил, тем самым нарушив пункт 3.4.1. Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8.5. Контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, частью 2 статьи 715 ГК РФ, Заказчик решил:
1. Отказаться от исполнения государственного контракта на оказание услуг по созданию серии видеороликов, направленных на информационное освещение туризма в ЯНАО, в том числе с использованием 2D и ЗD-графики N 27-ЗК от 29.08.2022 г., заключенного с ИП Слесаренко В.Р.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 13.10.2022 NАД/3711, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего расторжения контракта.
30.09.2022 года в адрес Заказчика, было направлено уведомление о невозможности исполнения контракта и о возможности расторжения контракта по соглашению сторон.
07.10.2022 года Заказчик отправил ответ на уведомление с отказом в расторжении по соглашению сторон.
30.09.2022 года в адрес ТПП Ямало-Ненецкого автономного округа (Союз) было направлено уведомление о невозможности исполнения контракта, а также дать оценку о возможности расторжения контракта по соглашению сторон и подтвердить невозможность исполнения контракта по независящим от исполнителя обстоятельствам.
До настоящего времени ответ не поступил.
Из пояснения: Компания Аdobe ушла с рынка РФ - заявление на официальном сайте.
Лицензионной софт - это важная часть работы. За использование пиратских версий предусмотрено очень серьезное наказание: штраф до 200 000 Р за каждую пиратскую версию, лишение свободы до 2-х лет и конфискация оборудования (рабочих компьютеров). Использование пиратского софта также отрезает от сотрудничества с иностранными компаниями и от участия в госзаказах. Перевод сотрудников на новый софт - это большие затраты, которые складываются не только из покупки новых программ, но и из обучения сотрудников, покупки нового оборудования, выстраивания новых рабочих процессов и времени, затраченного на адаптацию к ним.
Visа приостановила свою деятельность в Российской Федерации. Все операции, совершенные с помощью карт Visа, выпущенные российскими финансовыми учреждениями в Российской Федерации, теперь не обрабатываются за пределами страны.
Компания Mastercard объявила о приостановке оказания услуг своей платежной системы в России. В результате этого решения карты, выпущенные в России, больше не обслуживаются через платежную систему Mastercard.
В связи с этим возникли и трудности с покупкой лицензии на программу.
Таким образом Исполнитель не может приобрести программное обеспечение для монтажа видео и создание 2D и 3D графики.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 8.4. Контракта расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа в соответствии с действующим законодательством или настоящим Контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
29.09.2022 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.09.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 11.10.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением Исполнителем сроков исполнения контракта.
Из объяснений Исполнителя следует, что при заключении контракта он был намерен и рассчитывал на исполнение своих обязательств по контракту, однако по независящим от него причинен не смог в срок поставить товар.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта.
К обстоятельствам, подтверждающим намерение Исполнителя выполнить условия контракта Комиссия относит следующие факты:
- Скриншоты переписки представителя Исполнителя с Заказчиком и выполнение подготовительных работ.
- Представил подробное объяснение причин о невозможности исполнения контракта.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнителя от исполнения контракта не представлено.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ИП Слесаренко В.Р. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
Важное значение в создавшейся сложной экономической ситуации также является сохранение рабочих мест и деятельности организаций.
Принимая указанное решение, Комиссия также учитывала тот факт, что ранее обращений о включении ИП Слесаренко В.Р. реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Ямало-Ненецкое УФАС России не поступало.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Исполнителя Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Слесаренко В.Р., представленную ГБУ ЯНАО "Агентство по развитию регионального туризма" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 27-ЗК от 29.08.2022 на оказание услуг по созданию серии видеороликов, направленных на информационное освещение туризма в ЯНАО, в том числе с использованием 2D и 3D-графики, цена контракта - 470 000,00 рублей, (извещение N 0190200000322009091), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 октября 2022 г. N 089/06/104-900/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022