Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 13.10.2022 N 396 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "РеМи" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок", заявителя ООО "РеМи", рассмотрела жалобу ООО "РеМи" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку медицинских изделий Вирус краснухи антитела класса иммуноглобулин G (IgG) ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) на 2023 год (далее - Электронный аукцион) (N закупки 0826500000922005501), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "РеМи" (далее - заявитель) на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из содержания поступившей жалобы следует, что объектом закупки является поставка медицинских изделий Вирус краснухи антитела класса иммуноглобулин G (IgG) ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА).
При этом заказчик установил характеристики к требуемому к поставке товару, соответствующие характеристикам конкретного товара - Набора реагентов для иммуноферментного выявления иммуноглобулинов класса G к вирусу краснухи в сыворотке (плазме) крови "ВектоРубелла-IgG" (производитель АО "Вектор-Бест", Россия, номер регистрации медицинского изделия РЗН 2017/5408).
Вместе с тем, из жалобы заявителя следует, что требованиям извещения об осуществлении Электронного аукциона задания также соответствует товар - Набор реагентов для определения антител IgG к вирусу краснухи (Anti-Rubella ELISA (IgG)) (производитель EUROIMMUN AG, Германия, номер регистрации ФСЗ 2009/04988), который, по мнению общества, не может быть предложен к поставке в текущих геополитических обстоятельствах.
При указанных обстоятельствах к поставке может быть предложен товар единственного производителя - АО "Вектор-Бест".
Однако, не смотря на то, что на рынке присутствует большое количество эквивалентных запрашиваемым наборов реагентов таких отечественных производителей, как ЗАО "ЭКОЛаб", ООО "НПО" Диагностические системы", ООО "Хема", ООО "Медико-биологический союз", ООО "ИмбианЛаб", АО "БТК "Биосервис" заказчик установил требования к поставляемому товару, не позволяющие поставку эквивалентных товаров отечественных производителей. Указанная информация следует, в том числе из прилагаемой к жалобе таблицы.
В жалобе заявитель так же указал, что все характеристики, которые заказчик включил одновременно с характеристиками КТРУ как дополнительные, не содержат информационной значимости, связанной с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика.
По мнению заявителя, извещение об осуществлении закупки также содержит неоднозначные дополнительные требования к товару.
Заявитель считает, что заказчик создал преимущество товару конкретного производителя.
На основании изложенного, заявитель пришел к выводу о том, что при подготовке электронного аукциона заказчиком были нарушены статьи 8, 42, 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" представил возражение на жалобу ООО "РеМи", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен.
На заседании Комиссии представители заявителя поддержали доводы жалобы.
Представители уполномоченного учреждения, управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области, заказчика, поддержали доводы, изложенные в возражениях заказчика на жалобу ООО "РеМи", просят жалобу считать необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "РеМи", ознакомившись с представленным возражением, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 05.10.2022 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона и его приложения (электронные документы).
Объект закупки - поставка медицинских изделий Вирус краснухи антитела класса иммуноглобулин G (IgG) ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) на 2023 год.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 942 920,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "РеМи" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе следует, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с правовой позицией, сформированной постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, Закон о контрактной системе направлен на эффективное обеспечение государственных и муниципальных нужд в целом, а значит основной задачей действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правила использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать среди прочего электронные документы с описанием объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе осуществлять использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных выше норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования закупаемого товара.
При указанных обстоятельствах извещение об осуществлении Электронного аукциона в соответствующей части должно быть разработано исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации с учетом вышеизложенных критериев.
Из пояснений заказчика следует, что в силу части 7 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Согласно пункту 18 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 мая 2021 года N 464н "Об утверждении правил проведения лабораторных исследований" сроки проведения клинических лабораторных изделий не должны превышать сроки, установленные в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, или соответствовать срокам, определенных договорами между медицинской организацией и заказчиком.
Таким образом, соблюдение нормативов времени выдачи и самое главное достоверности результатов анализов для пациентов, нуждающихся в скрининге вирусной нагрузки (беременные женщины, дети, новорожденные дети), является определяющим для клиницистов ОГБУЗ "Областная клиническая больница Святителя Иоасафа" и прикрепленных лечебно - профилактических учреждений (далее - ЛПУ) области.
В случае нарушения условий сроков выдачи результатов анализов, такие анализы теряют свою актуальность и значимость для врачей-клиницистов в процессе диагностики и лечения пациентов, что ведет к удлинению срока госпитализации и увеличению затрат денежных средств ЛПУ в случае стационарного лечения пациентов.
На заседании Комиссии представители заказчика также пояснили, что ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" является крупным центром проведения анализов для удовлетворения нужд Белгородской области в целом. Для того чтобы удовлетворить потребность области заказчику необходимо провести около 304 тестов в сутки или 4 758 тестов в месяц (доказательства представлены в материалы дела).
В централизованной клинико-диагностической лаборатории ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" имеется в наличии два аппарата GEMINI, которые работают исключительно на определение антител Ig M и G к вирусам краснухи, токсоплазмы, цитомегаловирусу, вирусу Эпштейна-Бар, вирусу простого герпеса 1 и 2 типа, кори.
Как в теории, так и на практике возможна работа с реактивами разных фирм производителей при постановке на разных анализаторах, но по принципу 1 производитель -1 анализатор, другой производитель-второй анализатор).
При указанных обстоятельствах определяющим условием для закупки является, в том числе установленные исследуемой характеристики для наборов реагентов, а именно: Наборы реагентов для выявления иммуноглобулинов класса М и G к вирусу кори, вирусам герпеса 1,2 типов, цитомегаловирусу, вирусу Эпштейна-Барр, вирусу краснухи, для выявления иммуноглобулинов класса М и G к Toxoplasma gondii имеют одинаковую схему (порядок, процедуру) проведения ИФА и общие неспецифические реагенты: промывочный раствор, стоп-реагент (для совмещения стрипов с разными видами исследований на одном планшете при работе с автоматическими ИФА-анализаторами и оптимизации рабочего процесса. При наличии таких характеристик требуемого к поставке товара работа с двумя разными производителями не повлечет за собой удлинение выдачи результатов анализов и сомнения в их достоверности.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что потребность заказчика заключается в поставке медицинских изделий Вирус краснухи антитела класса иммуноглобулин G (IgG) ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА), с характеристикой Наборы реагентов для выявления иммуноглобулинов класса М и G к вирусу кори, вирусам герпеса 1,2 типов, цитомегаловирусу, вирусу Эпштейна-Барр, вирусу краснухи, для выявления иммуноглобулинов класса М и G к Toxoplasma gondii имеют одинаковую схему (порядок, процедуру) проведения ИФА и общие неспецифические реагенты: промывочный раствор, стоп-реагент (для совмещения стрипов с разными видами исследований на одном планшете при работе с автоматическими ИФА-анализаторами и оптимизации рабочего процесса), которая обусловлена спецификой работы заказчика - лечебного учреждения и связана с необходимостью своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования медицинских изделий, являющимися объектом закупки.
При указанных обстоятельствах приобретение товара, который по своим характеристикам не может удовлетворить потребности заказчика в оказании качественной медицинской помощи пациентам Белгородской области не будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности, а также учитывал необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимым товаром для оказания своевременной качественной медицинской помощи гражданам, проживающим на территории Белгородской области.
Следовательно, включение заказчиком в извещение об осуществлении Электронного аукциона, в том числе спорного требования, не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, так как данные характеристики объекта закупки определены, исходя из фактических потребностей заказчика.
Заказчик при описании объекта закупки указал код позиции по КТРУ 21.20.23.110-00007458 - "Вирус краснухи антитела класса иммуноглобулин G (IgG) ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА)".
Извещение об осуществлении Электронного аукциона содержит Приложение N 1 "Описание объекта закупки" (далее - Приложение N1), в котором заказчиком установлены обязательные характеристики к объекту закупки - медицинское изделие Вирус краснухи антитела класса иммуноглобулин G (IgG) ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) в соответствии с техническими характеристиками, включенными в КТРУ, а так же с учетом требований пункта 5 Правила использования КТРУ.
Таким образом, характеристики требуемого к поставке товара согласуются с положениями законодательства о контрактной системе.
При этом характеристики, указанные в Приложении N1 соответствуют товару двух различных производителей, что, в том числе подтверждается доводами жалобы, а именно: набор реагентов для иммуноферментного выявления иммуноглобулинов класса G к вирусу краснухи в сыворотке (плазме) крови "ВектоРубелла-IgG" (производитель АО "Вектор-Бест", Россия, номер регистрации медицинского изделия РЗН 2017/5408), а также набор реагентов для определения антител IgG к вирусу краснухи (Anti-Rubella ELISA (IgG)) (производитель EUROIMMUN AG, Германия, номер регистрации ФСЗ 2009/04988).
Кроме того, представители уполномоченного учреждения представили в материалы дела доказательства тому, что, не смотря на существующие геополитические обстоятельства, на территории Российской Федерации исполняется ряд государственных контрактов по поставке наборов реагентов для определения антител IgG к вирусу краснухи (Anti-Rubella ELISA (IgG)) (производитель EUROIMMUN AG, Германия, номер регистрации ФСЗ 2009/04988).
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что сформулированные заказчиком требования не являются объективными, привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных нужд, а также к неэффективному использованию финансовых средств в материалах жалобы отсутствуют.
При этом в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июля 2015 года по Делу N А11-8121/2014 указано, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Вышеприведенные обстоятельства указывают на необоснованность доводов жалобы.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РеМи" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 19 октября 2022 г. N 031/06/49-581/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022