Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 14.10.2022 N 403 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Техноимпорт" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:
члены Комиссии: в присутствии представителя заказчика - ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" _ ( по доверенности), уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" _ (по доверенности), _ (по доверенности), заявителя - ООО "Техноимпорт" _ (по доверенности), рассмотрев материалы дела N 031/06/33-590/2022 по жалобе ООО "Техноимпорт" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - кровать медицинская, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинских изделий, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (N закупки 0826500000922005481), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Техноимпорт" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - кровать медицинская, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинских изделий, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (N закупки 0826500000922005481) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что в извещении об осуществлении электронного аукциона установлены требования к характеристикам приобретаемого медицинского изделия - кровати медицинской, которые не соответствуют положениям Закона о контрактной системе и влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также заявитель в своей жалобе ссылается на то, что в извещении указан ГОСТ 20790-93 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия", который не относится к объекту закупки. Кроме того в контракте установлено требование о предоставлении копии электронных документов/сканированных бумажных носителей на этапе поставки, которое противоречит ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Заказчик - ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского", уполномоченное учреждение - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "Техноимпорт", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, считают жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель ООО "Техноимпорт" поддержал позицию, изложенную в жалобе общества, просит признать жалобу обоснованной. Представители заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы ООО "Техноимпорт" по основаниям, указанным в представленном возражении на данную жалобу, считают жалобу необоснованной
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Техноимпорт", возражения заказчика и уполномоченного учреждения, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 05.10.2022 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона.
Объект закупки - поставка медицинских изделий - кровать медицинская, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинских изделий, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 102 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Техноимпорт" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. Требования к закупаемому товару сформированы заказчиком и изложены в электронном документе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки.
Согласно Техническому заданию к поставке требуется кровать медицинская (КТРУ N 32.50.50.190-00002379).
В отношении указанного товара в Техническом задании, в том числе, установлены следующие требования к характеристикам:
Показатели и значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям |
Используемые при описании объекта закупки стандарты или обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии Наименование товара |
Инструкция по заполнению Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и другие характеристики товара в соответствии со ст. 33 Федерального закона N44-ФЗ |
|||
Наименование товара |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и другие характеристики товара в соответствии со ст. 33 Федерального закона N44-ФЗ |
Максимальные и/или минимальные значения показателей, значения показателей, которые не могут изменяться |
|||
Кровать больничная
КТРУ: 32.50.50.190-00002379 |
2.7.1. |
Материал изготовления ложементов |
Пластиковые ламели |
Для прочностных характеристик изделия и предотвращения травмирования пациента и персонала |
Значение показателя указывается неизменно |
2.7.2 |
Толщина ламелей |
Не менее 25 мм |
Для прочности и надежности ложементов |
Указывается точное значение показателя |
|
2.7.3 |
Метод крепления ламелей |
Жесткая фиксация на защелках скрытого типа |
Для прочностных характеристик изделия и предотвращения травмирования пациента и персонала |
Значение показателя указывается неизменно |
|
2.8.1. |
Материал фиксаторов матраца |
Нержавеющая сталь или сталь с хромированным покрытием |
Для прочности фиксаторов и обеспечения высокой степени защиты от коррозии |
Указывается точное значение показателя, не допускается указание значений со словами "или". |
|
2.19.1. |
Длина боковых поручней |
Не менее 1460 мм |
Для безопасности пациента, защиты от падений |
Указывается точное значение показателя |
|
2.33. |
Дополнительное несъемное складное местом для сидения: |
Наличие |
Для удобства персонала при проведении лечебного процесса |
Значение показателя указывается неизменно |
По мнению заявителя, заказчик намеренно включил в свое Техническое задание характеристики, которые являются конструктивными особенностями. Так, указанные технические параметры, не влияют на эксплуатационные свойства кровати и её использование медицинскими сотрудниками заказчика.
Включение в техническое задание дополнительного несъёмного сиденья является своего рода блокирующей характеристикой для участников рынка. Размеры боковых поручней кровати не могут повлиять на удобство расположения пациента и на использование кровати медицинским персоналом. Данные параметры, являются ограничивающими характеристиками для производителей и поставщиков кроватей, так как каждый производитель устанавливает данные параметры самостоятельно.
Комиссия, проанализировав данный довод заявителя, приходит к следующим выводам
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
Толкование приведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.Согласно письменным возражениям заказчика, при формировании описания объекта закупки им были применены характеристики из Каталога товаров, работ, услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - КТРУ) и использован код КТРУ 32.50.50.190-00002379 - кровать больничная.
В силу пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога
В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика отметил, что примененный заказчиком КТРУ содержит 7 характеристик, которых заказчику недостаточно для всестороннего описания объекта закупки, в связи с чем, были установлены дополнительные требования к товару.
Указание дополнительной информации в описании объекта закупки необходимо заказчику для получения товара, отвечающего его потребностям, для обеспечения нормальной деятельности медучреждения и оказания квалифицированной помощи пациентам.
При рассмотрении жалобы представители заказчика в качестве обоснования установленных спорных требований к приобретаемому оборудованию пояснили следующее:
п. 2.7.1 и 2.7.2 Технического задания "Материал изготовления ложементов - пластиковые ламели" и "толщина ламелей", является важным критерием функциональности и высокой эксплуатационной нагрузкой на медицинское изделие.
Большинство производителей функциональных кроватей в настоящий момент изготавливают ложе из более современных и практичных материалов, а именно пластика. Этот материал имеет ряд преимуществ перед стальными ламелями/листом: высокая устойчивость к дезинфицирующим средствам, УФ-лучам. повышенная стойкость к механическим повреждениям, а также пластик является более долговечным материалом, имеющим более прочную структуру от провисаний секций под нагрузкой, по сравнению со сталью. Секции ложа из пластика имеют возможность легкого снятия для обработки и стойкость к появлению ржавчины и коррозии. Пластик, как более легкий материал, влияет на уменьшение общего веса и минимизацию нагрузок на все узлы конструкции функциональной кровати, что положительно сказывается на эксплуатационных характеристиках и увеличивает срок эксплуатации кровати в целом. Также, не менее важными, эксплуатационными преимуществами пластика являются повышенная устойчивость к постоянным динамическим нагрузкам за счет пластичности материала.
Заявленное предложение Заявителем материала ложементов из стали, как правило подвержено разрушительному действию коррозии, что в дальнейшем приводит к дополнительным затратам на восстановление покрытия. Категория кровати со стальными ламелями будет вызывать затруднения обработки дезинфицирующими средствами, из-за особенностей формы самой ламели.
п. 2.7.3 "Метод крепления ламелей - жесткая фиксация на защелках скрытого типа", Заказчик руководствовался критерием многократного использования и возможность оперативного снятия всех элементов ложа без использования дополнительного инструмента и привлечения технического персонала медицинской организации. Защелки скрытого типа, выполненные из ABS-пластика, являются наиболее долговечными и имеют простое крепление. Сварная конструкция ложементов значительно ухудшает ремонтопригодность изделия.
п. 2.8.1 "Материал фиксаторов матраца" - нержавеющая сталь или сталь с хромированным покрытием" для обеспечения прочности изделия в течение всего срока использования, а также высокой степени защиты от коррозии.
При указании размеров боковых поручней в п. 2.19.1 Заказчик руководствовался критерием безопасности пациента и его защиты от падений с кровати. Короткие боковые ограждения могут послужить причиной появления больших свободных зон между ограждениями и торцевыми спинками, в которые могут свободно попадать/проваливаться конечности пациента, приводя к травмам. Необходимо учитывать, что пациенты могут: быть с различными физическими параметрами и заболеваниями.
п. 2.33. "Дополнительное несъемное складное место для сидения". Наличие складного стульчика у кровати позволяет создать дополнительное место для сидения медицинского персонала или посетителей, без использования другой мебели. Заказчик использовал данную характеристику в целях увеличения функциональности и экономии пространства палаты.
На запросы заказчика получены ценовые предложения от трех поставщиков, готовых осуществить поставку товара на условиях, предусмотренных описанием объекта закупки: ООО "УМНИКА", ООО "Рускейр", ООО "Медсталин", которыми предложены кровати двух различных производителей: кровать функциональная DHC в исполнении FH-3, кровать медицинская функциональная механическая "Медицинофф" с принадлежностями, вариант исполнения В-16.
При анализе представленных коммерческих предложений Комиссией установлено, что при изучении рынка заказчик не учел, что кровати DHC в исполнении FH-3 имеют электрический привод, что подтверждается регистрационным удостоверением РЗН 2013/404. Однако, согласно техническому заданию, заказчик приобретает кровати с механическим приводом.
Кроме того, у представленных видов кроватей - "Медицинофф" вариант исполнения В-16 и DHC в исполнении FH-3 отсутствует дополнительное несъемное складное место для сидения.
При указанных обстоятельствах, по совокупности характеристик, заказчиком не подтверждено наличие как минимум двух производителей, готовых поставить товар в соответствии с техническим заданием.
В связи с чем, в действиях заказчика при описании объекта закупки усматривается нарушение требований ст. 33 Закона о контрактной системе и содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом вышеизложенного, а также имеющихся в деле доказательств Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
2. В соответствии с ГОСТ 20790-93 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия" указанный стандарт распространяется на изделия медицинской техники, предназначенные для применения в медицинской практике, а также на составные части этих изделий, имеющие функциональное медицинское назначение и изготовляемые отдельно: медицинские приборы; медицинские аппараты; медицинское оборудование; медицинские комплексы.
Заказчиком в описании объекта закупки в соответствии с пунктом 8.2. указанного ГОСТа установлены требования только в отношении упаковки, так как упаковка обеспечивает защиту от воздействия механических и климатических факторов во время транспортирования и хранения, а также наиболее полное использование грузоподъемности (вместимости) транспортных средств и удобство выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
При этом требования о соответствии других показателей ГОСТ 20790-93 в описании объекта закупки заказчиком не установлены.
Представителем ООО "Техноимпорт" в ходе рассмотрения жалобы не озвучено, каким образом указанное требование ограничило права заявителя.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности второго довода заявителя.
3. В силу части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе при формировании проектов контрактов заказчики должны использовать типовые условия контрактов, если они утверждены Правительством РФ, при этом условия типовых контрактов, утвержденные до 1 января 2022 года, применяются в части, не противоречащей Закону о контрактной системе.
С 01.01.2022 по процедурам, размещенным в рамках Закона о контрактной системе ведется электронное актирование - обмен электронными документами между заказчиком и поставщиком на этапе исполнения контракта.
Поставщик при поставке формирует в единой информационной системе первичный документ о приемке. Заказчик проверяет продукцию, подтверждает приемку и платит поставщику по контракту, именно на основании предоставленных первичных документов через ЕИС.
УПД - это универсальный передаточный документ. В бухгалтерском учете УПД - это первичный учетный документ, который заменяет акт и счет-фактуру. Этот документ является основанием для признания расходов и заявления вычетов по сделке. Бланк отвечает всем требованиям бухгалтерского и налогового учета, поэтому его безопасно использовать в работе.
Электронное актирование проходит на базе универсального передаточного документа (УПД) по приказу ФНС N ММВ-7-15/820 и письму ФНС от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96, а также на бизнес-процессе, который регламентирован приказом Минфина от 05.02.2021 N 14н.
Закон о контрактной системе не обязывает использовать товарную накладную ТОРГ 12. Каждое юридическое лицо выбирает свой способ документооборота. Участник закупки работает с универсальным передаточным документом.
В совместном письме Казначейства России N 14-00-06/27476, ФНС России N АС-4-15/26126 от 18 декабря 2019 года "Об электронном документообороте документов о приемке товаров (выполнении работ, оказании услуг), сформированных с использованием Единой информационной системы в сфере закупок" указано на то, что документ о приемке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в рамках исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), сформированный в ЕИС в электронной форме и подписанный электронными подписями по правилам Федерального закона "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручными подписями.
Представители уполномоченного органа отметили, что приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41478).
При осуществлении данной закупки заказчиком применен указанный типовой контракт, в частности использовано условие, установленное в пункте 5.3 проекта контракта: "При поставке Оборудования Поставщик представляет следующую документацию:
а) копию регистрационного удостоверения на Оборудование, выданного уполномоченным органом;
б) техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) Оборудования на русском языке;
в) товарную накладную, оформленную в установленном порядке;
г) акт приема-передачи Оборудования (приложение N 3 к Контракту) в двух экземплярах (один экземпляр для Заказчика и один экземпляр для Поставщика);
д) гарантию производителя на Оборудование, срок действия которой составляет _______ месяцев (если иное не предусмотрено Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту)), оформленную в виде отдельного документа;
е) гарантию Поставщика на Оборудование, срок действия которой должен составлять не менее срока действия гарантии производителя на Оборудование, оформленную в виде отдельного документа;
ж) копию декларации/сертификата соответствия ГОСТ Р (если такой документ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязателен для данного вида Товара);
з) сведения, необходимые для работы с Оборудованием, включая предоставление ключей, паролей доступа, программ и иных сведений, необходимых для монтажа, наладки, применения, эксплуатации, технического обслуживания данного вида Оборудования.
При поставке товара поставщик формирует, подписывает и направляет заказчику документ о приемке в ЕИС с приложенными документами, предусмотренными Контрактом".
В ходе рассмотрения жалобы заказчик в своих возражениях, отметил, что условия проекта контракта не обязывают поставщика (подрядчика, исполнителя) представлять указанные документы на бумажном носителе.
Также заказчик указал, что объектом закупки, помимо поставки медицинских кроватей, является услуга по вводу оборудования в эксплуатацию и обучению медицинского персонала, что в свою очередь подтверждается актом ввода оборудования в эксплуатацию и актом об оказании услуги по обучению и инструктажу.
Условиями типового контракта предусмотрена обязанность поставщика по предоставлению не только товарной накладной, но и регистрационных удостоверений, гарантийных талонов, технической документации, а также в целях выполнения сопутствующих услуг по вводу оборудования в эксплуатацию и обучению медицинского персонала - присутствие представителя поставщика. Таким образом, присутствие поставщика при приемке товара является обязательным и смысл электронного актирования, как упрощения процедуры приемки, теряется.
Комиссия с учетом приведенных положений нормативных правовых актов и условий проекта контракта приходит к выводу, что обжалуемое заявителем условие контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и никаким образом не ограничивает права потенциального участника закупки в подаче заявки.
При указанных обстоятельствах, довод жалобы является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техноимпорт" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России уполномоченному на составление протоколов об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 20 октября 2022 г. N 031/06/33-590/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2022