Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 19.10.2022 N 406 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО "КОНТРАКТ" и ООО "Эксперт Закупок" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителей заказчика АО "Белводоканал" - (по доверенности), (по доверенности), в отсутствие представителя заявителя, рассмотрев материалы дела N 031/06/42-599/2022 по жалобе ООО "Контракт" на положения извещения об электронном аукционе "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта: "Проектирование водозаборной скважины 25 м3/ч и водонапорной башни 160 м3 в п. Ракитное ул. Федутенко Ракитянского района"" (N закупки 1200500005822000011), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на положения извещения об электронном аукционе "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта: "Проектирование водозаборной скважины 25 м3/ч и водонапорной башни 160 м3 в п. Ракитное ул. Федутенко Ракитянского района"" (N закупки 1200500005822000011) (далее - Электронный аукцион).
Из содержания указанной жалобы следует:
1. Заказчик нарушил часть 1 статьи 16 Закона о контрактной системе, разместив закупку без связи с планом-графиком, следовательно без предварительного размещения информации о планируемой закупке в плане-графике и выделения лимита бюджета.
2. Заказчик незаконно установил одновременно два требования применительно к включению участника закупки в РНП: по части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и по Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
3. Извещение об осуществлении закупки не содержит обязательную информацию, которая должна быть представлена Заказчиком в соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе, а именно отсутствуют сведения об источнике финансирования.
4. Заказчик неправомерно не установил требование к декларированию участниками принадлежности к социально ориентированным некоммерческим организациям, тем самым оставляя возможность допуска участников, не предоставивших такую декларацию, и незаконно увеличивая конкуренцию добросовестным участникам, что нарушает положения статьи 43 Закона о контрактной системе.
5. В извещении Заказчик незаконно требует у участника закупки подтверждение членства в СРО только в форме выписки, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
6. Заказчик устанавливает незаконное требование к содержанию заявки участника в части предоставления в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта, что нарушает часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе и может привести к отклонению заявки участника.
Представители Заказчика - АО "Белводоканал" представили возражения на жалобу ООО "Контракт", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Контракт", ознакомившись с представленными возражениями, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 10.10.2022 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта: "Проектирование водозаборной скважины 25 м3/ч и водонапорной башни 160 м3 в п. Ракитное ул. Федутенко Ракитянского района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 296 067 рублей 02 копейки.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Контракт" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 7 статьи 16 Закона о контрактной системе план-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями статьи 16 Закона о контрактной системе при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что АО "Белводоканал" не утверждает план финансово-хозяйственной деятельности, осуществляя свою деятельность на основании договора о предоставлении бюджетных инвестиций (копии представлены в материалы дела).
Таким образом, на основании вышеуказанных статей и представленных в материалы дела документов, Комиссия приходит к выводу, что вышеизложенный довод ООО "Контракт" не нашел своего подтверждения.
2. Согласно сведений ЕИС в структурированной форме Извещения о проведении Электронного аукциона в п.п. 2 и 5 Требований к участникам закупки указаны следующие требования:
- Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
- Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления N 2571 в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
С учетом изложенного, установление в извещении о проведении закупки одновременно требования в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 2571, не противоречит законодательству о контрактной системе и указывает на необоснованность довода жалобы.
3. По мнению Заявителя Извещение об осуществлении закупки не содержит обязательную информацию, которая должна быть представлена Заказчиком в соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе, а именно - отсутствует информация об источнике финансирования.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при формировании Извещения в ЕИС информация об источнике финансирования является обязательной для заполнения, без указания данной информации размещение закупки не представляется возможным. При этом, в структурированной форме извещения Заказчиком указано, что Закупка за счет бюджетных средств - Нет", "Закупка за счет собственных средств организации - Нет". В дополнительной информации к извещению прикреплен документ о предоставлении бюджетных инвестиций с указанием источника финансирования.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода, указанного Заявителем.
4. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно не установил требование к декларированию участниками принадлежности к социально ориентированным некоммерческим организациям, тем самым, оставляя возможность допуска участников, не предоставивших такую декларацию, и незаконно увеличивая конкуренцию добросовестным участникам.
Согласно извещению установлено преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно подпункту "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки - декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, не включается участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае подачи заявки участником закупки, не являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, в случае установления в извещении об осуществлении закупки преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода, указанного Заявителем.
5. По мнению Заявителя, в Извещении Заказчик незаконно требует у участника закупки подтверждение членства в СРО только в форме выписки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ.
Согласно пункту 1.1.12 Приложения N3 (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению), являющимся неотъемлемой частью документации к извещению об Электронном аукционе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ являющихся объектом закупки, а именно: копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 (документ не требуется для участников аукциона, указанных в ч 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, участник закупки в составе заявки должен приложить выписку по форме в соответствии с частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ (ред. N 132 от 14.07.2022).
Вместе с тем, с 01.09.2022 года в соответствии со статьей 55.17 Градостроительного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 N 945 предусмотрено ведение Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, включающего сведения о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах.
В соответствии с действующей редакцией части 5 статьи 55.17 ГрК РФ сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требование предоставления именно и только выписки из реестра СРО, является неправомерным, так как имеется иной способы проверки членства участника в СРО в реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, размещенный в сети "Интернет".
В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчик незаконно установил требование подтверждения членства СРО в форме выписки от участников закупки, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеизложенный довод Заявителя Комиссией признан обоснованным.
В связи с тем, что отсутствуют доказательства того, что выявленные нарушения оказали влияние на результат определения победителя, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
6. По мнению Заявителя, Заказчик устанавливает незаконное требование по предоставлению в составе заявки предложения о цене контракта, что нарушает часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе и может привести к отклонению заявки участника.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что заявка на участие в закупке в конкурентных способах имеет единую форму, в которой изначально содержится предложение о цене контракта. В пункте 2.2 Приложения N3 к Извещению об Электронном аукционе (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению) указанная строка не заполнена, следовательно требования в указанной части не предъявляются.
Запросов разъяснений в данной части не поступало.
Вышеизложенное указывает на необоснованность рассматриваемого довода жалобы.
Заявитель, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, доводов, опровергающих выводы заказчика не представил.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "Контракт" обоснованной в части установления требования о предоставлении сведений о членстве в СРО только в форме выписки.
2) Признать в действиях Заказчика - АО "Белводоканал" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3) Предписание не выдавать по основаниям, указанным в мотивировочной части решения.
4) Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 25 октября 2022 г. N 031/06/42-599/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2022