Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение МКУ "Единый расчетный центр" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Премиумстрой-Девелопмент" в связи с принятием решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 18.04.2022 на ликвидацию свалки отходов, расположенной 500 м северо-восточнее с. Бигила Заводоуковского городского округа,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Премиумстрой-Девелопмент".
В частности, указанное решение обусловлено неисполнением со стороны Подрядчика своих обязательств по контракту. В подтверждение своих доводов заказчик представил документы, указывающие на данные обстоятельства, которые Комиссией приобщены к материалам дела.
Представитель Подрядчика с доводами заказчика не согласился, предоставил письменные пояснения, которые Комиссией приобщены в материалы дела.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Подрядчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, МКУ "Единый расчетный центр" по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0367300023522000035) на ликвидацию свалки отходов, расположенной 500 м северо-восточнее с. Бигила Заводоуковского городского округа с победителем указанной закупки - ООО "Премиумстрой-Девелопмент" заключен контракт от 18.04.2022 на общую сумму 16 862 840,89 рублей.
В соответствии с условиями указанного контракта (п. 1.1) Подрядчик обязался выполнить работы по ликвидации свалки отходов в соответствии с условиями контракта, Техническим заданием, Локальным сметным расчетом.
Срок выполнения работ до 01.09.2022 (п. 2.1 контракта).
Пунктом 4.1.6 контракта определено, что Подрядчик обязан осуществить вывоз отходов на объект размещения отходов (полигон ТБО), внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов для дальнейшего их захоронения.
Представитель Подрядчика пояснил, что в рамках исполнения контракта было установлено, что утилизация (захоронение) отходов будет производиться на полигонах ТБО, принадлежащих ГП ТО "Комтех".
Согласно Приказа ГП ТО "Комтех" N 203 от 24.11.2020 в сметную стоимость закладываемся стоимость захоронения из расчета 313,74 руб./м3 без НДС.
Вместе с тем с 2022 года при заключении контрактов с полигонами ГП ТО "Комтех" стоимость захоронения отходов рассчитывается -1797,90 руб./тонна, а коэффициент плотности отходов 0,215 тонн/м3, тогда как в смете (Приложение N 2 к контракту) заложены иные коэффициенты плотности.
Об указанных обстоятельствах Подрядчиком направлено письмо учредителю ГП ТО "Комтех" - Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (письмо N 33 от 26.04.2022, письмо N 45 от 13.05.2022).
26.05.2022 Департаментом недропользования и экологии Тюменской области направлен ответ о продлении срока рассмотрения обращения, поступившего в адрес Департамента 26.04.2022.
06.06.2022 Подрядчик повторно в адрес Департамента недропользования и экологии Тюменской области направил письмо касаемо стоимости размещения отходов на территории полигонов ТБО, находящихся в ведении ГП ТО "Комтех".
17.06.2022 Департаментом недропользования и экологии Тюменской области в адрес Подрядчика направлен ответ по вопросу стоимости услуг по приему и размещению (захоронению) отходов с ликвидируемых свалок на полигонах ТБО, находящихся в хозяйственном ведении Государственного предприятия Тюменской области "Комтех".
Согласно полученному ответу указано, что информация доведена до органов местного самоуправления и ГП ТО "Комтех"; в целях выполнения работ по ликвидации свалок отходов в рамках муниципального контракта рекомендовано обратиться к муниципальному заказчику и ГП ТО "Комтех".
22.06.2022 МУ "Единый расчетный центр" в адрес Подрядчика напарило письмо, где указано, что согласно письму Департамента недропользования и экологии Тюменской области ГП ТО "Комтех" должен заключить договор на утилизацию и захоронение отходов в рамках муниципального контракта по ценам согласно сметных расчетов.
Представитель Подрядчика отметил, что в период с 18.04.2022 (дата заключения контракта) по 22.06.2022 (итого 66 календарных дней) Подрядчик не приступал к оказанию услуг не по своей вине, полагает, что срок оказания услуг должен был быть продлен на 66 календарных дней, то есть до 05.11.2022.
Однако, 26.09.2022 Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, из указанного решения следует, что Исполнитель не приступил к оказанию работ. Вместе с тем, на сегодняшний день работы в части буртования отходов выполнены, что подтверждается письмом заказчика N 740 от 21.09.2022. Не завершены лишь работы по вывозу отходов на полигон для их последующего размещения и утилизации.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 9.6 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Подрядчика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 26 сентября 2022 года и получено им в этот же день.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте www.zakupki.gov.ru карточка о расторжении контракта с обществом сформирована заказчиком 07.10.2022 г.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Постановлением от 30.06.2021 N 1078 Правительство Российской Федерации утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия Тюменского УФАС России, проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения контракта, не установила доказательств, позволяющих с достоверностью утверждать факты недобросовестного поведения Подрядчика, умышленного неисполнения им принятых на себя обязательств, злостного уклонения от выполнения условий контракта. Материалами дела установлено, что Подрядчик принимал меры на исполнение контракта.
Учитывая отсутствие бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Подрядчика или его злонамеренное уклонение от исполнения контракта, а также направленность его действий на исполнение контракта, Комиссия полагает, что включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Премиумстрой-Девелопмент" в рассматриваемой ситуации будет неоправданным и несоразмерным целям и задачам ведения названного реестра.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные МКУ "Единый расчетный центр" в отношении ООО "Премиумстрой-Девелопмент" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 октября 2022 г. N РНП-72-136/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022