Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок - Гареев Д.Р.;
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: Государственное казенное учреждение "Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан"
- Ишмуратов И.Ф. (доверенность).
Заявитель: ООО "Центр диагностики Сканлит"
- В присутствии представителей.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Центр диагностики Сканлит" (вх. 15669/22 от 19.10.2022) на действия Заказчика в лице Государственного казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан" при определении поставщика путем проведения закупки N 0801200000622000071 "Содержание
комплексов АСУДД на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0801200000622000071.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что указание в описании объект закупки на обязанность Исполнителя по передаче данных в РНИС РБ без предоставления сведений о стоимости и условиях заключения договора с АО "ТНЦ" на оказание услуг по передаче данных является нарушением Закона о контрактной системе, а также указание в описании объекта закупки обязанности исполнителя по передачи данных в РНИС РБ, при том, что оператором РНИС РБ является АО "ТНЦ", приводит к тому, что для указанного АО создаются более благоприятные условия.
В соответствии с ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.п. 11 п. 3.2 указанного Постановления РНИС имеет модульную труктуру и включает в свой состав функциональную подсистему "Автоматизированная система управления дорожным движением па участках региональных дорог общего пользования Республики Башкортостан".
В соответствии с п.4.3 указанного Положения обладателем информации, содержащейся в РНИС является ее собственник - Правительство Республики Башкортостан в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 408 от 25.09.2015 г утверждена Концепция государственной доверенной инфокоммуникационной инфраструктуры Республики Башкортостан (далее - ГДИИ), которая представляет собой единую инфраструктуру, реализующую пространство электронного взаимодействия и обеспечивающая предоставление инфокоммуникационных услуг (сервисов) для Участников обмена на основе доверенных сетей связи.
Участники обмена - органы государственной власти Республики Башкортостан органы местного самоуправления, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан, а также иные юридические лица осуществляющие взаимодействие в электронном виде и подключенные к Государственной мультисервисной сети передачи данных Республики Башкортостан в соответствии с соглашениями, заключенными с координатором ГДИИ РБ.
Согласно п.3 указанного постановления оператором ГДИИ является ГУП Центр информационно-коммуникационных технологий Республики Башкортостан.
На основании распоряжения Правительства РБ в оперативное управление ГКУ УДХ РБ преданы комплексы автоматизированной системы управления дорожным движением (далее - АСУДД) Общим количеством 24 шт.
Поскольку, обладателем информации, поступающей с комплексов АСУДД, в конечном итоге является Минтранс РБ, который в свою очередь осуществляет электронное взаимодействие в ГДИИ, в п. 9 приложения N2 было включено требование разместить виртуальный сервер и получить технические условия на подключение каналов связи в ГДИИ в ГУП ЦИКТ РБ. Соответственно, в начальную цену контракта была включена, в том числе, стоимость услуг ГУП ЦИКТ РБ по организации каналов вязи и виртуального сервера для передачи и хранения информации с комплексов АСУДД.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в предложениях участников закупки указаны товары разных производителей. Участники закупки не отклонялись по характеристикам, указанным в заявках.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Доводы признаются необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что нарушен принцип открытости и прозрачности закупки, так как Заказчиком не представлен проект содержания комплексов АСУДЦ.
Предметом закупки является содержание комплексов АСУДД на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан. Однако, п.4.5 Описания объекта закупки содержит обязанность исполнителя разработать проект содержания АСУДД в соответствие с ОДМ 218.3.110-2019 "Правила разработки проектов содержания автомобильных дорог" и утвердить его у Заказчика.
Однако, п.5.8 ОДМ 218.3.110-2019 "Правила разработки проектов содержания автомобильных дорог" (см. стр. 15 Приложения N10) регламентирует, что проект содержания Объекта является документом, на основании которого Заказчик осуществляет подготовку конкурсной документации, используемой при размещении заказа на выполнение работ (оказание услуг) по содержанию Объекта.
Согласно п.5.4 ГОСТ Р 59105-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Автоматизированные системы управления дорожным движением, метеообеспечения, пункты весового и габаритного контроля. Технические правила содержания" (Приложение N11) планирование и организацию содержания систем выполняют на основе проекта содержания.
Разработка проекта содержания является большой проектной работой, а сам проект является подробным нормативным документом и должен строго отвечать требованиям ОДМ 218.3.110-2019 "Правила разработки проектов содержания автомобильных дорог". Разработку проектов ведут специализированные проектные организации по контрактам на проектирование.
Именно проект содержания комплексов АСУДД должен быть описанием работ по содержанию АСУДД. Проект содержания работ, являясь фактически техническим заданием, должен был включаться в закупку как составная часть извещения.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Жалоба признается частично-обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЦД "Сканлит" частично-обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Гареев Д.Р.
Садрисламова Н.Н.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Гареев Д.Р.
тел.(347) 216-33-54, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 24 октября 2022 г. N ТО002/06/106-1877/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2022