Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
от Заявителя - ИП Бобков В.В.:
в отсутствие представителей Заказчика - Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Янинский центр образования", извещенных о времени и мест заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3434-ИП/22 от 13.10.2022) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку товаров для нужд "МОБУ "СОШ "Янинский ЦО" (лот 18).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 215 998,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией заявок участников электронного аукциона.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией заявок участников электронного аукциона.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 10.10.2022 заявка Заявителя (N A-57022) отклонена по следующим основаниям:
"Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Заявка участника закупки признается не соответствующей требованиям извещения о закупке по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44- ФЗ) Участник закупки предоставил предложение относительно объекта закупки с нарушениями положений извещения о закупке: Указанные показатели не отвечают требованиям заказчика: Товар 8 "Тумба" Предложение Участника: 2 Наполнение тумбы: три выдвижных ящика, выполненных из ЛДСП толщиной 16 мм. Ящики установлены на металлические направляющие с нейлоновыми роликами, дно ящиков ХДФ толщиной 3,2 мм Требование Заказчика: Наполнение тумбы: должны быть три выдвижных ящика, выполненных из ЛДСП толщиной не 20 мм. Ящики установлены на металлические направляющие с нейлоновыми роликами, дно ящиков ХДФ толщиной до 3,5 мм В соответствии с Инструкцией по предоставлению сведений о конкретных показателях поставляемого товара: "В случае если Заказчиком установлены требования к минимальным или максимальным значениям показателей (характеристик) товаров с использованием предлогов "от" или "до" за знаком ":", участнику необходимо указать конкретное значение, при этом крайние значения не удовлетворяют потребностям заказчика", требовалось предоставить значение показателя менее 3,5 мм при этом участник закупки должен был представить сведения о конкретных показателях с использования слова "до", в соответствии с установленными требованиями".
По мнению Заявителя, такое отклонение заявки Заявителя является ненадлежащим, несоответствующим нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение работ по поставке товаров для нужд "МОБУ "СОШ "Янинский ЦО" (лот 18).
Приложением к описанию объекта закупки предусмотрены требования к показателям поставляемых товаров. Так, Заказчиком по товару N 8 "Тумба" установлено требование к значению показателя "Наполнение тумбы:" - "Должны быть три выдвижных ящика, выполненных из ЛДСП толщиной не 20 мм. Ящики установлены на металлические направляющие с нейлоновыми роликами, дно ящиков ХДФ толщиной до 3,5 мм".
Комиссия установила, что извещением об осуществлении закупки предусмотрена инструкция по заполнению заявки, а также конкретных показателей товаров.
Комиссия отмечает, что Заявителем в составе заявки на участие в закупке указано следующее: "Наполнение тумбы: три выдвижных ящика, выполненных из ЛДСП толщиной 16 мм. Ящики установлены на металлические направляющие с нейлоновыми роликами, дно ящиков ХДФ толщиной 3,2 мм".
Так, инструкцией по заполнению заявки определены следующие положения по заполнению конкретных показателей товаров:
"Наименования показателей товаров отделены от требований заказчика знаком ":", ";";
Заказчиком на заседании Комиссии было пояснено, что инструкция по заполнению заявки содержит описание применения тех или иных слов/символов/словосочетаний, как например, в следующем положении: "В случае если Заказчиком установлены требования к минимальным или максимальным значениям показателей (характеристик) товаров с использованием предлогов "от" или "до", и при этом наименование показателя оканчивается знаком ";", участнику необходимо указать диапазонное значение, при этом крайние значения не удовлетворяют потребностям заказчика, участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов",
или, например, в таком положении инструкции: "В случае если Заказчиком установлены требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, с использованием слов "не менее_ не более", "более
менее
", "более
не более
", "не менее
менее
", "
и <
", ">
и
", участнику необходимо указать одно конкретное значение, удовлетворяющее требованиям Заказчика, при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков".
По мнению Заказчика, так как инструкция содержит положения, однозначно указывающие на необходимость оставлять или удалять используемые для установки требований слова/символы/словосочетания, а положение инструкции для заполнения значения по спорному показателю не содержит указания на необходимость исключения предлога "до", то при указании конкретного значения показателя в рассматриваемом случае необходимо было указать значение с сохранением предлога "до", например: "до 3,2 мм".
При этом в доводах жалобы Заявитель отмечает, что в правиле инструкции, касающемся употребления слова "до" при указании максимального значения, нет требования оставить предлог в заявке неизменным, но есть требование предоставить конкретное значение менее указанного, то есть применить логическое значение предлога "до".
Исходя из указанных положений инструкции по заполнению конкретных значений показателей товаров, вышеуказанное значение показателя необходимо заполнить, предоставив конкретное значение показателя, не предусматривающее максимальную границу значения 3,5 мм.
Кроме того, Комиссия соглашается с доводами Заявителя, что инструкцией по заполнению заявки не предусмотрено требование об оставлении предлога "до" с конкретным значением показателя, предложенным потенциальным участником закупки (с указанием такого предлога перед определенным числом). Из установленных Заказчиком положений инструкции по заполнению заявки также не следует однозначной необходимости в предоставлении потенциальным участником закупки сведений о конкретных показателях с использования слова "до".
Таким образом, аукционная комиссия Заказчика неправомерно приняла решение об отклонении заявки Заявителя по основаниям, не предусмотренным инструкцией по заполнению конкретных значений показателей, тем самым нарушила требования подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Также Комиссия пришла к выводу, что инструкция по заполнению заявки на участие в закупке не содержит однозначный порядок заполнения значений поставляемых товаров, так как содержит положения, однозначно указывающие на необходимость удалять используемые для установки требований слова/символы/словосочетания, но не содержит положений, регламентирующих необходимость сохранения слов/символов/словосочетаний, используемых для установки требований.
На основании вышеизложенного, в действиях аукционной комиссии Заказчика усматриваются признаки нарушения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, а в действиях Заказчика, ненадлежащим образом установившего инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, пункта 3 части 2 статьи 42.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бобкова В.В. обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 октября 2022 г. N 047/06/49-3034/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2022