Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Янинский центр образования":
от Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Лаборатория ремонта", извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3436-ИП/22 от 13.10.2022) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку товаров для нужд "МОБУ" СОШ "Янинский ЦО" (лот 15).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 05.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 315 185,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Кроме того, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки, а именно: объединение Заказчиком в один лот товары, предусмотренные описанием объекта закупки.
Комиссия установила, что объектом закупки является поставка товаров для нужд "МОБУ" СОШ "Янинский ЦО" (лот 15).
Так, Заявитель обращает внимание Комиссии на то, что Заказчиком объединены в один лот различные товары технологически и функционально не связанных между собой.
Так, Комиссия установила, что описанием объекта закупки предусмотрены следующие поставляемые товары:
Согласно описанию объекта закупки, к поставке необходимы следующие товары:
Номер товара |
Наименование товара |
Количество товара |
1 |
Салфетка |
14 |
2 |
Полотно тип 1 |
1 |
3 |
Полотно тип 2 |
1 |
4 |
Перчатки тип 3 |
1 |
5 |
Клей тип 1 |
6 |
6 |
Бахилы |
2 |
7 |
Маски тип 1 |
1 |
8 |
Удлинитель |
1 |
9 |
Набор тип 1 |
1 |
10 |
Набор тип 2 |
1 |
11 |
Молоток |
1 |
12 |
Набор тип 3 |
1 |
13 |
Клеевой пистолет |
1 |
14 |
Клеевые стержни |
4 |
15 |
Бумага тип 2 |
9 |
16 |
Краски акварельные |
18 |
17 |
Гуашь |
9 |
18 |
Клей тип 2 |
9 |
19 |
Клей тип 3 |
18 |
20 |
Корректирующая жидкость |
20 |
21 |
Губка |
6 |
22 |
Лента тип 4 |
6 |
23 |
Ведро тип 3 |
1 |
24 |
Емкость |
1 |
25 |
Пинцет |
4 |
26 |
Халат тип 1 |
1 |
27 |
Халат тип 2 |
2 |
28 |
Халат тип 3 |
3 |
29 |
Костюм |
1 |
30 |
Занавес |
1 |
31 |
Жалюзи тип 1 |
3 |
32 |
Жалюзи тип 2 |
1 |
33 |
Жалюзи тип 3 |
1 |
34 |
Жалюзи тип 4 |
1 |
35 |
Жалюзи тип 5 |
3 |
36 |
Жалюзи тип 6 |
1 |
37 |
Жалюзи тип 7 |
2 |
38 |
Жалюзи тип 8 |
3 |
39 |
Жалюзи тип 9 |
2 |
40 |
Жалюзи тип 10 |
2 |
41 |
Жалюзи тип 11 |
1 |
42 |
Жалюзи тип 12 |
1 |
43 |
Жалюзи тип 13 |
2 |
44 |
Жалюзи тип 14 |
1 |
45 |
Жалюзи тип 15 |
1 |
46 |
Жалюзи тип 16 |
1 |
47 |
Жалюзи тип 17 |
1 |
48 |
Жалюзи тип 18 |
1 |
49 |
Жалюзи тип 19 |
1 |
50 |
Жалюзи тип 20 |
30 |
51 |
Жалюзи тип 21 |
1 |
52 |
Жалюзи тип 22 |
3 |
53 |
Жалюзи тип 23 |
1 |
54 |
Жалюзи тип 24 |
3 |
55 |
Жалюзи тип 25 |
1 |
56 |
Жалюзи тип 26 |
2 |
57 |
Жалюзи тип 27 |
1 |
58 |
Жалюзи тип 28 |
1 |
59 |
Жалюзи тип 29 |
1 |
60 |
Жалюзи тип 30 |
3 |
61 |
Жалюзи тип 31 |
9 |
62 |
Жалюзи тип 32 |
1 |
63 |
Жалюзи тип 33 |
1 |
64 |
Жалюзи тип 34 |
2 |
65 |
Жалюзи тип 35 |
13 |
66 |
Жалюзи тип 36 |
3 |
67 |
Жалюзи тип 37 |
1 |
68 |
Жалюзи тип 38 |
2 |
69 |
Жалюзи тип 39 |
2 |
70 |
Кровать тип 1 |
12 |
71 |
Вешалка |
2 |
72 |
Кровать тип 2 |
16 |
73 |
Кровать тип 3 |
5 |
74 |
Наматрасник тип 1 |
187 |
75 |
Наматрасник тип 2 |
20 |
76 |
Халат тип 4 |
13 |
77 |
Халат тип 5 |
13 |
78 |
Фартук тип 1 |
10 |
79 |
Фартук тип 2 |
10 |
80 |
Поварской колпак |
3 |
81 |
Фартук тип 3 |
15 |
82 |
Косынка |
12 |
83 |
Матрас тип 1 |
187 |
84 |
Матрас тип 2 |
20 |
85 |
Подушка |
207 |
86 |
Покрывало |
207 |
87 |
Ковер тип 1 |
18 |
88 |
Ножеточка |
1 |
89 |
Сковорода тип 1 |
3 |
90 |
Сковорода тип 2 |
3 |
91 |
Сковорода тип 3 |
3 |
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия установила, что извещением об осуществлении закупки предусмотрен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства N 616).
Так, Постановлением Правительства N 616 утвержден Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск (далее - Перечень). Согласно Перечню, на установленные в извещении об осуществлении закупки коды ОКПД2 ("ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности") распространяются ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства N 616.
При этом Комиссия отмечает, что пунктом 12 Постановления Правительства N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень. Из указанного следует, что законодатель, в данном случае, предполагает, что правомерным является объединение в один лот только тех товаров, которые содержатся в перечне Постановления Правительства N 616.
Кроме того, Комиссия также считает необходимым отметить, что представителем Заказчика на заседании Комиссии было пояснено, что все товары, требуемые к поставке, необходимы для укомплектования классных комнат, вспомогательных помещений и кабинетов, и являются товарами, используемыми в одной СОШ и обеспечивающими единый цикл оказания услуг по проведению учебного процесса среди школьников по соответствующему профилю.
Разделение на отдельные лоты/торги может привести к разновременным поставкам, и как следствие - к нарушению проведения учебного процесса ввиду недоукомплектованных необходимыми материалами/товарами/мебелью классных комнат, вспомогательных помещений и кабинетов.
Дополнительно, Комиссия отмечает, что Заявителем в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, что требуемые Заказчику товары невозможно поставить.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований считать доводы, изложенные в жалобе, обоснованными.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лаборатория ремонта" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 октября 2022 г. N 047/06/42-3035/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2022