Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей:
от Заявителя - ООО "СПУТНИК";
от Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Агентство по строительству и развитию территорий" Бугровского сельского поселения,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3618-ИП/22 от 17.10.2022) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на выполнение работ по комплексному благоустройству территории по адресу: поселок Бугры, улица Школьная 3 - Школьная 5, Всеволожского района, Ленинградской области.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 10.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 633 255,60 руб.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в согласно части 4 той же статьи в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно первому доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части ненадлежащего установления кодов ОКПД2 для поставляемых товаров.
Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение работ по комплексному благоустройству территории по адресу: поселок Бугры, улица Школьная 3 - Школьная 5, Всеволожского района, Ленинградской области.
Комиссия также отмечает, что извещением об осуществлении закупки предусмотрены требования к поставляемым товарам (Приложение N3).
При этом Комиссия также установила, что извещением об осуществлении закупки определены коды ОКПД2 для требуемых работ, а также поставляемых товаров:
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
Единица измерения |
Количество(объем работы, услуги) |
Цена за единицу измерения |
Стоимость позиции |
||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
|
|
|
|||
Элемент благоустройства - Диван парковый |
43.99.90.190 |
|
Штука |
7 |
12348.67 |
86440.69 |
||
Элемент благоустройства -Урна |
43.99.90.190 |
|
Штука |
7 |
1874.34 |
13120.38 |
||
Элемент благоустройства - Вазон |
43.99.90.190 |
|
Штука |
10 |
3373.77 |
33737.70 |
||
Элемент благоустройства - Опоры наружного освещения |
43.99.90.190 |
|
Штука |
1 |
22400.00 |
22400.00 |
||
Элемент благоустройства - Щит афишный |
43.99.90.190 |
|
Штука |
1 |
29701.55 |
29701.55 |
||
Комплексное благоустройство территории по адресу: поселок Бугры, улица Школьная 3 - Школьная 5, Всеволожского района, Ленинградской области |
43.99.90.190 |
|
Условная единица |
1 |
15447855.28 |
15447855.28 |
Комиссия установила, что согласно извещению Заказчику необходимы работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки, предусмотренные кодом ОКПД2 - 43.99.90.190.
При этом Комиссия установила, что извещением об осуществлении закупки Заказчиком определены требования к значениям показателей товаров. Извещением об осуществлении закупки также определен идентичный для всех указанных в извещении товаров код ОКПД2 - 43.99.90.190. Однако, как установлено ранее, данный код предусматривает выполнение строительных специализированных работ, а не поставку того или иного товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены коды ОКПД2 для поставляемых товаров. В указанных действиях Заказчика Комиссия усматривает нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Заявитель также обращает внимание Комиссии на то, что Заказчиком объединены в один лот товары, включенные в перечень, предусмотренный Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Распоряжение N 3500-р) , и не включенные в него.
Так, Распоряжением N 3500-р предусмотрены коды ОКПД2, на которые распространяется действие указанного распоряжения. Пунктом 1 Распоряжения N 3500-р определена необходимость установления перечня товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги. Объектом закупки не могут быть товары, работы, услуги помимо товаров, работ, услуг, включенных в перечень, предусмотренный частью 3 настоящей статьи (часть 4 статьи 29 Закона о контрактной системе).
Рассмотрев положения извещения об осуществлении закупки Комиссия установила, что Заказчиком не предусмотрены коды ОКПД2 для поставляемого товара. В связи с чем, в действиях Заказчика Комиссия не усматривает нарушений Закона о контрактной системе, поскольку извещение об осуществлении закупки не содержит коды ОКПД2, включенный в перечень Распоряжения N 3500-р.
Исходя из вышеуказанного, довод жалобы Комиссия не находит обоснованным.
Согласно второму доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части наличия разночтений в описании объекта закупки. Заявитель обращает внимание Комиссии на отсутствии возможности установить реальную потребность Заказчика в количестве поставляемых товаров.
Так, печатной версией извещения об осуществлении закупки предусмотрена необходимость поставки следующих товаров:
Элемент благоустройства - Диван парковый |
Элемент благоустройства -Урна |
Элемент благоустройства - Вазон |
Элемент благоустройства - Опоры наружного освещения |
Элемент благоустройства - Щит афишный |
Комплексное благоустройство территории по адресу: поселок Бугры, улица Школьная 3 - Школьная 5, Всеволожского района, Ленинградской области |
При этом описанием объекта закупки определено большее количество товары к поставке, как, например:
- Диван тип 1;
- Диван тип 2;
- Диван тип 3
- Диван тип 4
- Урна тип 1;
- Диван тип 5;
- Диван тип 6.
Из указанных положений описания объекта закупки очевидно следует, что Заказчику необходимо более пяти разновидностей дивана паркового, тогда как в извещении выделен исключительно один код ОКПД2.
В связи с чем, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно третьему доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащих требований для товара "Урна тип 1". По мнению Заявителя, требования к показателям товара "Урна тип 1" определены Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе, а также положений Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с установлением характеристик не в соответствии с КТРУ для вышеуказанного товара.
Комиссия отмечает, что извещением об осуществлении закупки не предусмотрен КТРУ для товара "Урна тип 1". В связи с чем, такой довод Заявителя Комиссия признает необоснованным.
Согласно четвертому доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части в части установления избыточных требований к поставляемым товара.
Комиссия установила, что извещением об осуществлении закупки предусмотрены требования к поставляемым товарам (Приложение N 3 к извещению). Так, требования к характеристикам поставляемых товаров определены Заказчиком на 122 страницах.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с Письмом ФАС России от 16.11.2016 N ИА/79173/16 "По вопросу размещения заказчиками в единой информационной системе в сфере закупок технической части документации о закупках в форматах, не позволяющих осуществлять поиск, копирование и печать фрагментов текста" (далее - Письмо ФАС):
"В случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме")".
Комиссией также установлено, что из Письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.05.2016 N Д28и-1299 следует:
"Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил функционирования ЕИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
При этом необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации будет являться ограничением для ознакомления с такой информацией, а также будет противоречить положениям Закона о контрактной системе".
При этом из Письма ФАС буквально следует, что наличие большого объема информации в файле, формат которого не обеспечивает возможность поиска и копирования текста, вынуждает участников закупки самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат.
Комиссия, пришла к выводу, что Заказчиком при размещении извещения об осуществлении закупки были допущены нарушения положения части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, ввиду того, что в составе извещения содержится файл, объем которого не может обеспечить возможность своевременного и безошибочного заполнения заявки на участие в закупки.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СПУТНИК" обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 4, пунктов 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку ранее выдано предписание по делу N 047/06/42-3075/2022;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 24 октября 2022 г. N 047/06/42-3079/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2022