Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СТЭП" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения "Красногорская городская служба" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Красногорский центр торгов" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по устройству площадки для сбора ТКО по адресу: Московская область, г. Красногорск, Коммунальный квартал, 20 (извещение N 0848300047222001818 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, извещение о проведении Аукциона, установленное Заказчиком, противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 05.10.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 165 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 13.10.2022.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу заявки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В соответствии с Извещением о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по устройству площадки для сбора ТКО по адресу: Московская область, г. Красногорск, Коммунальный квартал, 20.
Заказчиком в разделе 1 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" установлено, в том числе следующее:
2. |
Предложение участника закупки в отношении объекта закупки*: не установлено извещением |
|
|
а) с учетом положений части 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); |
не установлено извещением |
|
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; |
не установлено извещением |
|
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром |
не установлено извещением |
|
г) с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке |
не установлено извещением |
|
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке |
не установлено извещением |
* |
При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки: 1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком; 2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства. |
Вместе с тем в разделе 2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в закупке" требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению установлено в том числе следующее:
"В случае если пунктом 2 раздела 1 установлено требование подачи участниками предложения в отношении объекта закупки, (при подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик закупаемых (поставляемых) товаров), участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком в описании объекта закупки. Предложение участника должно позволять идентифицировать каждую товарную позицию при описании объекта закупки, в отношении показателя которой подается предложение.
Предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и не иметь разночтений и двусмысленных толкований с информацией о наименовании страны происхождения, указанной в приложенных участником закупки файлах, содержащих характеристику показателей товара по каждой товарной позиции.
Указание товарного знака (при наличии) требуется в случае, если предлагаемый участником товар выпускается и реализуется производителем с применением к нему товарного знака.
Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Предложение участника в отношении объекта закупки по показателям подается в соответствии с установленной настоящей Инструкцией и Инструкцией по заполнению формы требований заказчика к характеристикам объекта закупки, предусмотренной Приложением N 1 к Описанию объекта закупки (Форма 2). Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых товаров.
Данные правила распространяются на заполнение заявки как в части описания товаров, поставка которых является предметом контракта, так и на описание товаров, которые поставляются при выполнении работ, оказании услуг".
Комиссия, Изучив положения Извещения о проведении Аукциона, приходит к выводу, что установленные Заказчиком требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок сдачи и приемки выполненных работ.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в разделе 11 Технического задании извещения о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
"В течении 5 рабочих дней с даты окончания выполнения работ Подрядчик представляет Заказчику посредством ЭДО ПИК ЕАСУЗ документы, предусмотренные Приложением N 3 к Контракту:
а также представляет на бумажном носителе:
- Акт сдачи-приемки выполненных работ (по форме, установленной Приложением N 1 к Техническому заданию);
- журнал производства работ".
Вместе с тем, в разделе 14 Проекта контракта установлено в том числе следующее:
1.1. "Стороны при исполнении Контракта:
- составляют в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронные документы), первичные учетные документы и иные документы, которыми оформляются:
заявка на выполнение работы (если Контрактом предусмотрено выполнение работы по заявке);
выполнение работы, а также отдельные этапы выполнения работы (далее - отдельный этап исполнения Контракта), включая все документы, предоставление которых предусмотрено в целях осуществления приемки выполненной работы, а также отдельных этапов исполнения Контракта;
результаты такой приемки;
мотивированный отказ от подписания документа о приемке;
оплата выполненной работы, а также отдельных этапов исполнения Контракта;
заключение дополнительных соглашений;
направление требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (за исключением случая, если Контракт заключен по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры);
соглашение о расторжении Контракта;
- осуществляют обмен электронными документами посредством использования ПИК ЕАСУЗ в соответствии с Регламентом электронного документооборота Портала исполнения контрактов Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области (далее - Регламент, приложение 4 к Контракту)".
На основании изложенного, а также изучив документы и сведения, размещенные Заказчиком на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления порядка сдачи и приемки выполненных работ вводят участников закупки в заблуждение и не соответствуют пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте контракта не установлено ограничение на привлечение субподрядной организации.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в пункте 5.3.5. Проекта контракта установлено, что Подрядчик вправе:
"Привлечь к исполнению своих обязательств по Контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., для выполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. При этом Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Заказчиком согласно ч.3 ст.30 44-ФЗ установлено преимущество для СМП и СОНКО в данной закупке, о чем свидетельствуют все документы закупки (Требования к содержанию и составу заявки, извещение, проект контракта).
Также для исключения ограничения участников в п.5.3.5. проекта контракта указано что Подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по Контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., для выполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. При этом Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками.
44-ФЗ не содержит нормы о том, что СМП обязан привлекать только СМП для исполнения части обязательств по контракту. Норма об обязательном привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлена в ч.5 ст.30 44-ФЗ и в данной закупке не установлена. Соответственно, требования о принадлежности к СМП установлены только к подрядчику в данной закупке, а взаимоотношения победителя с соисполнителями заказчика не касаются".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании установлены неправомерные требования.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является "Выполнение работ по устройству площадки для сбора ТКО по адресу: Московская область, г. Красногорск, Коммунальный квартал, 20".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Техническом задании извещения о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
"Подрядчик обязуется выполнять работы в строгом соответствии с Законом Московской области от 30 декабря 2014 года N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в московской области"; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; СП 11-102-97- "Инженерно-экологические изыскания для строительства"; СП 82.13330.2016 Благоустройство территорий; Актуализированной редакцией СНиП III-10-75".
Представитель Заказчик на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Площадка для сбора ТКО по указанному адресу, на которой требуется выполнение работ в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицируется как объект по размещению токсичных отходов производства и потребления 3 - 4 классов опасности, в связи с чем данный объект подпадает под условия эксплуатации и строительства данного подзаконного нормативного правового акта.
Статья 15 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" регулирует требования к обустройству контейнерных площадок (площадок для сбора ТКО), как к элементу благоустройства, следовательно, Заказчик правомерно ссылается на нормативно-правовую базу, содержание которой имеет прямое отношение к предмету закупки".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТЭП" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 19.10.2022 N 050/06/105-38704/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 19 октября 2022 г. N 050/06/105-38704/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022