Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия УФАС, контрольный орган) я, рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пунктами 6.4 - 6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, и в результате проведения в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проверки в отношении жалобы общества с ограниченной ответственностью "ПроДвижение" (далее - ООО "ПроДвижение", Общество, Заявитель) на действия Уполномоченного органа - Управление муниципального имущества Администрации муниципального района (далее - Уполномоченный орган), Заказчика - Администрация муниципального района "Заполярный район" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки "Поставка инсинераторной установки в п. Хорей-Вер", в отношении сведений о закупке N 0184300000422000216 (далее - закупка), на которую поступила жалоба:
1) Извещение о проведении электронного аукциона (с изменениями) размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) - 07.10.2022;
2) Наименование объекта закупки - "Поставка инсинераторной установки в с. Хорей-Вер";
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 6 940 000.00 Российский рубль;
4) Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
5) Дата и время окончания срока подачи заявок - 17.10.2022 09:00;
6) Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 17.10.2022 NЦПА 1 на участие в закупке подано 4 ценовых предложения;
7) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19.10.2022,
в присутствии представителей Уполномоченного органа и Заявителя, участвовавших посредством системы видеоконференц-связи и действовавших на основании доверенностей, в отсутствие представителя Заказчика, в надлежащем порядке уведомленного о месте, времени рассмотрения дела, при проведении проверки и рассмотрении дела Комиссия контрольного органа
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) в отношении сведений о закупке N0184300000422000216 поступила жалоба Заявителя (вх. N 2588). Согласно доводам Заявителя, Заказчик установил в извещении о проведении закупки требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки положительного заключения государственной экологической экспертизы с указанием в приложении разрешенных для утилизации видов отходов, а именно: 18-ти кодов по классификации отходов в Федеральном классификационном каталоге отходов, т.е. узкий перечень кодов из Федерального классификационного каталога отходов и наименований отходов, что по мнению заявителя, влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку необоснованно ограничивает права лиц, получивших заключения Государственной экологической экспертизы в соответствии с ранее действовавшим Федеральным классификационным каталогом отходов, на участие в закупках. Кроме того, Заявитель считает, что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлен расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика доводы жалобы Заявителя считают необоснованными, предоставив письменные пояснения.
Комиссия контрольного органа, проверив изложенные доводы в жалобе Заявителя, подходит к их несостоятельности в силу следующих оснований.
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе. Заказчик при описании в извещении о проведении закупки объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом не допускается установление требований к товарам, работам, услугам, ограничивающих количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, заказчик в целях удовлетворения нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.
Законом о контрактной системе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе.
На основании пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Таким образом, требования к составу заявки устанавливаются заказчиком с учетом требований отраслевого законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного, если объектом закупки является поставка товаров, то заказчик в силу положений подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе устанавливает требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным отраслевым законодательством, за исключением случаев, если указанные документы передаются совместно с товаром.
Объектом рассматриваемой закупки является приобретение инсинераторной установки в целях обезвреживания отходов производства и потребления в п.Хорей-Вер, для чего в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" заказчику впоследствии необходимо получить лицензию на данный вид деятельности.
Заказчик должен предоставить в органы Росприроднадзора информацию о методах обращения с отходами, а также Государственную экологическую экспертизу на оборудование, которая в обязательном порядке должна содержать перечень отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, которые планируется обезвреживать, что подтверждает соответствие экологической безопасности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Закон об экологической экспертизе закрепляет презумпцию потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы, комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий (абзац 3 статья 3).
На основании пункта 5 статьи 11 Закона об экологической экспертизе проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды; порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом об экологической экспертизе.
Пунктом 4 статьи 69 Закона "Об охране окружающей среды" установлено, что государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях.
С учетом того, что спорный инсинератор, как блочно-модульная установка уничтожения биологических отходов, отходов ТКО, методом термической деструкции с передвижной (на колёсном движителе) энергетической установкой - электрическим генератором с приводом от дизельного двигателя внутреннего сгорания является новой техникой, вводимой в эксплуатацию, то и проект технической документации на нее должен пройти государственную экологическую экспертизу. Таким образом, наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня является обязательным для приобретения инсинераторной установки согласно Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Исходя из письменным пояснений Уполномоченного органа следует, что согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утверждённому приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, для классификации отходов в Федеральном классификационном каталоге отходов, утверждённом приказом Минприроды России от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО) используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа), химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа), агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция), конкретные виды отходов представляются в кодифицированной форме по 11-значной системе.
В разделе 17 Информационной карты электронного аукциона, в таблице 3 приложения N 3 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении электронного аукциона приведён перечень разрешенных для обезвреживания видов отходов, наличие которых, помимо прочих видов, обязательно в составе Государственной экологической экспертизы, выдаваемой на инсинераторную установку поставщика.
Отсутствие в Государственной экологической экспертизе перечня отходов, указанных в извещении о проведении закупки, лишает заказчика возможности в законном получении обязательной лицензии на обращение с отходами в части обезвреживания и/или утилизации отходов, влечет за собой дополнительные издержки Заказчика, в виде необоснованного расходования бюджетных денежных средств для разработки Технической документации на инсинераторную установку и получения положительного заключения Государственной экологической экспертизы на инсинераторную установку.
Комиссия контрольного органа считает необходимым отметить, что согласно протоколу подачи ценовых предложений от 17.10.2022 NЦПА 1 на участие в закупке ценовые предложения поступили от 4 участников. Кроме того, Заказчиком при составлении НМЦК получено 3 коммерческих предложения от разных поставщиков. При этом, запросов о разъяснении положений извещения не поступало.
На основании изложенного, Комиссия Ненецкого УФАС России приходит к выводу, что требования Заказчика о предоставлении документов, в части действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы являются правомерными и не противоречат Закону о контрактной системе.
Довод жалобы о возможном нарушении антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
По доводу жалобы Заявителя в части обжалования порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта Комиссия контрольного органа отмечает, что в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона, контрольный орган в сфере закупок не наделен полномочиями по контролю за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
На основании п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, у Комиссии Ненецкого УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения указанного довода жалобы.
В связи с чем, материалы дела по жалобе ООО "ПроДвижение" в части обжалования порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта подлежат перенаправлению в органы внутреннего государственного финансового контроля.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ижевский завод емкостного оборудования" на действия на действия Уполномоченного органа - Управление муниципального имущества Администрации муниципального района, Заказчика - Администрация муниципального района "Заполярный район" при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки "Поставка инсинераторной установки в п. Хорей-Вер" (извещение N 0184300000422000216) необоснованной.
2. Передать материалы дела должностному лицу Ненецкого УФАС России для решения вопроса о наличии/отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
3. Направить жалобу Заявителя в части обжалования порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта в орган внутреннего государственного финансового контроля для рассмотрения в пределах компетенции.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 21 октября 2022 г. N 083/06/106-35/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022