Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева, заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Кировская ЦРБ" (далее - Заказчик) - Иванов М.Р. (главный врач), Феттаев А.М. (по доверенности),
- ООО "ВИТКОВИЦЕ РУС" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка медицинских изделий (Ингаляторы)" (извещение N 0375200003922000113) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению объектом закупки является поставка медицинских изделий (Ингаляторы).
В соответствии с Описание объекта закупки (техническое задание) установлены следующие характеристики товара:
N п/п |
Наименование товара и/или наименование характеристики товара |
Значение показателя |
Требуемое значение |
Единица измерения характеристики |
|
1 |
Ингалятор |
|
|
|
|
1.1. |
Предназначен (укомплектован соответствующими принадлежностями) для терапии: кислородной, кислородно-воздушной и аэрозольной терапии взрослым и детям, на месте оказания первой помощи и/или при транспортировании в условиях санитарного транспорта, с баллоном, вместимостью не менее 2,0 литра, с быстроразъемным соединением. |
|
соответствие |
|
|
1.2. |
Возможность плавного изменения регулятором подачи кислорода |
Не менее 15 |
|
л/мин |
|
1.3. |
Отображение реального расхода кислорода в мин |
|
наличие |
|
|
1.4. |
Давление кислорода в баллоне |
Не менее 10 Не более 196 |
|
бар |
|
1.5. |
Потеря давления газа в линии пассивного выдоха клапанной коробки при постоянном потоке 25 л/мин, не превышает |
Не менее 0,2 |
|
кПа |
|
1.6. |
Время работы ингалятора при расходе кислорода: 4 л/мин |
Не менее 95 |
|
мин |
|
1.7. |
Время работы ингалятора при расходе кислорода: 10 л/мин |
Не менее 30 |
|
мин |
|
1.8. |
Возможность подключения ингалятора ко всем типам кислородных баллонов, имеющих соединение Сп 21,8, без применения переходников и специального инструмента |
|
соответствие |
- |
|
1.9. |
Небулайзер для распыления и осаждения лекарств с размером частиц до 5 мкм при расходе кислородна 8 л/мин должен обеспечивать объем аэрозоля, %, не менее |
Не менее 74 Не более 80 |
|
% |
|
1.10. |
Производительность небулайзера распыления по воде при расходе кислорода 8 л/мин |
Не менее 0,2 Не более 0,3 |
|
см3/мин |
|
1.11. |
Ингалятор с фиксированным клапаном Вентури при потоке 10 л/мин обеспечивает содержание кислорода в газовой смеси |
Не менее 40 Не более 42 |
|
% |
|
1.12. |
Ингалятор с фиксированным клапаном Вентури при потоке 15 л/мин обеспечивает содержание кислорода в газовой смеси |
Не менее 60 Не более 62 |
|
% |
|
1.13. |
Кислородная трубка с быстроразъемным замком, L |
Не менее 1,8 Не более 2,0 |
|
м |
|
1.14. |
Средний срок службы |
Не менее 5 |
|
лет |
|
1.15. |
Гарантийный срок |
Не менее 36 |
|
месяцев |
|
1.16. |
Срок изготовления |
Не ранее 2022 |
|
года |
|
1.17 |
Комплект поставки: |
||||
Регулятор давления с манометром (поверенным), с одним выходом, быстроразъемное соединение |
|
|
наличие |
|
|
Коробка клапанная с ресивером |
|
|
наличие |
|
|
Баллон с вентилем |
|
|
наличие |
|
|
Лицевая маска анестезиологическая для взрослых |
|
|
наличие |
|
|
Лицевая маска анестезиологическая для детей |
|
|
наличие |
|
|
Держатель маски |
|
|
наличие |
|
|
Кислородная трубка с быстроразъемным замком |
|
|
наличие |
|
|
Фиксированный клапан Вентури 40% |
|
|
наличие |
|
|
Фиксированный клапан Вентури 60% |
|
|
наличие |
|
|
Небулайзер |
|
|
наличие |
|
|
Мундштук |
|
|
наличие |
|
|
Дыхательный мешок |
|
|
наличие |
|
|
Футляр с металлическим основанием и кронштейном для крепления на борту транспортного средства |
|
|
наличие |
|
|
1.18. |
Общие требования: |
|
|
|
|
|
Регистрационное удостоверение на медицинское изделие |
|
|
наличие |
|
|
Руководство по эксплуатации изделия на русском языке |
|
|
наличие |
|
|
Паспорт на манометр |
|
|
наличие |
|
|
Паспорт на баллон |
|
|
наличие |
|
Согласно доводам жалобы: "В соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1416) "Государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия)."
"Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение)" - п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1416).
Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. N 388н) - устанавливает правила оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории Российской Федерации.
Как следует из абз. 2 п. 18 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. N 388н) "При угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе в местах проведения массовых мероприятий, организовываются дежурства выездных бригад скорой медицинской помощи".
Указанный порядок оказания помощи включает в себя ряд Стандартов оснащения объектов оказания медицинской помощи. Так, Стандарт оснащения станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи включает в том числе, п. 3.4 комплект системы для ингаляции кислорода маска и трубка (взрослый и детский).
Так как целью вышеуказанной государственной программы является, в том числе, сокращение количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях, нельзя исключать из данного списка детское население и младенцев. Тем более, что техническое задание прямо указывает на необходимость соблюдения требований о наличии масок для детей и младенцев.
А также согласно ст.41 конституции РФ каждый гражданин независимо от возраста имеет право на медицинскую помощь. Признавая победителем поставщика, который поставляет оборудования не соответствующее техническому заданию ограничивает помощь целой категории граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ "При проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки."
На основании вышеизложенного, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. N 388н, иными нормативно-правовыми актами РФ.
Помимо того Техническое задание на закупку предусматривает наличие Кронштейн для крепления футляра на борту транспортного средства.
В этом случае, согласно действующему законодательству, обязательно требовать от поставщика сертификат о совместимости с конкретной маркой и моделью транспортного средства (которое указано не было, что является еще одним серьезным нарушением).
Данное грубое нарушение, которое может повлечь при не правильной установки закупаемого медицинского изделия вред и ущерб жизни (в том числи и летальный исход) и здоровью как пациентов, так и медицинского персонала, находящегося в транспортном средстве.
Отсутствует информация о требованиях к наличию сертификатов о безопасности и совместимости крепёжным элементам согласно п. 1.6.52. раздела "1.6. Требования к автомобилям скорой медицинской помощи" приложения N 6 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС018/2011)".
Заказчиком представлены письменные возражения следующего содержания: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Кировская центральная районная больница" проводит закупку медицинских изделий (Ингаляторов), а именно кислородных с целью оснащения фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) и врачебных амбулаторий, предусмотренных Приложением N14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N543н "Стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта). Данное медицинское оборудование планируется использовать в условиях ФАПов и врачебных амбулаторий для оказания помощи взрослым и детям. Для оказания медицинской помощи детям в младенческом возрасте в медицинской организации имеется другая аппаратура.
В структуре больницы нет отделения скорой медицинской помощи. По Республике Крым они выделены в отдельное лечебное учреждение.
В технических характеристиках оборудования указано наличие футляра с металлическим основанием и кронштейном для крепления на борту транспортного средства. На ФАПах и врачебных амбулаториях нет автомобилей, кронштейн нужен для крепления к стене помещений, где планируется оказание медицинской помощи, что и было указано в комплекте поставки оборудования, который не являются показателями оборудования в понимании пп "б" п.2 ч.3 ст 66 ФЗ-44 и не образуют описание объекта закупки (не являются потребительскими свойствами, функциональными, техническими и качественными характеристиками, эксплуатационными характеристиками объекта закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 ФЗ-44.
Таким образом, ссылка заявителя на п. 1.6.52. Крепежные устройства должны удерживать оборудование при ускорении или замедлении 10 g в продольном, поперечном и вертикальном направлениях по ходу движения автомобиля, раздела "1.6. Требования к автомобилям скорой медицинской помощи" приложения N 6 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС018/2011) не объективна.
В соответствии с описанием качественных характеристик объекта закупки ГБУЗ РК "Кировская ЦРБ" в настоящее время для оснащения ФАПов и врачебных амбулаторий требуются соответствующие ингаляторы".
Комиссия отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров (работ, услуг), которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Таким образом, согласно пояснениям Заказчика, требование о наличии футляра с металлическим основанием и кронштейном установлено в целях крепления на борту транспортного средства и не является показателем оборудования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем ссылка на п. 1.6.52. раздела "1.6. Требования к автомобилям скорой медицинской помощи" приложения N 6 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС018/2011) не применима. Указанное требование было установлено исходя из потребности Заказчика.
Также Комиссия принимает во внимание, что согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.10.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 6 заявок, которые были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещения. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 69,6%.
Комиссия отмечает, что рынок медицинских изделий характеризуется как конкурентный, указанный товар имеется в свободном доступе, а доказательств, что данная позиция является "закрывающей" и включение в извещение данной позиции ограничивает возможность участия в данной закупке не представлено.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Обзором отмечено, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей при оказании гражданам медицинской помощи, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83- 21466/2017.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 27 октября 2022 г. N 082/06/106-1105/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2022