Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗРК "КРЦМКИСМП" (далее - Заказчик) - А.А. Сметанин (по доверенности) (очное присутствие);
- ИП Голов Евгений Петрович (далее - Заявитель) - Мелякин М.Г. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Приобретение медицинских расходных материалов лот1" (извещение N0375200039922000104) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно пункту 1, пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с приложением к извещению "Описание объекта закупки (техническое задание)", к поставке требуются изделий медицинского назначения "Катетер (канюля) для периферических сосудов" (КТРУ - 32.50.13.110-00004589) разных типоразмеров - 24G, 22G, 20G, 18G и 14G соответственно.
Согласно жалобе Заявителя: "...В техническом задании по позициям N 1 - 5, в качестве дополнительных параметров, не включенных в КТРУ, Заказчиком установлено требование о наличии: "Металлический защитный механизм, полностью закрывающий кончик иглы, активируется автоматически при извлечении иглы из катетера, без внешнего воздействия".
Данное требование указывает на товар единственного производителя Б.Браун Мельзунген АГ, Германия, так как исключительно этот производитель в своих (аналогичных) изделиях использует защитные механизмы из металла, иные производители данные защитные механизмы изготавливают из различного рода пластика".
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Исходя из пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно Техническому заданию по позиции N1-5 "Катетер (канюля) для периферических сосудов" (КТРУ - 32.50.13.110-00004589) разных типоразмеров - 24G, 22G, 20G, 18G и 14G установлено требование о наличии "металлического защитного механизма, полностью закрывающий кончик иглы, активируется автоматически при извлечении иглы из катетера, без внешнего воздействия". В обоснование указанного требования Заказчиком указано: "В момент извлечения иглы из павильона катетера кончик иглы надежно закрывается металлическим защитным механизмом, препятствующим случайному уколу иглой и травматизации медицинского персонала. Наличие металлического защитного механизма обеспечивает устойчивость к температурным воздействиям (при транспортировке), поскольку металл более прочный материал. Также, металлический механизм обеспечивает более надежную фиксацию на кончике иглы".
В соответствии с возражениями Заказчика относительно первого довода:
"Согласно раздела IV.ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ),
N позиции в ТЗ |
Наименование товара |
Функциональные, количественные и качественные характеристики товара. Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров |
Оспариваемая характеристика |
1-5 |
Катетер (канюля) для периферических сосудов 24G (аналогично для остальных позиций) |
В момент извлечения иглы из павильона катетера кончик иглы надежно закрывается |
Металлический защитный механизм |
Необходимость использования, указанного металлического механизма обоснована в том числе в техническом задании, а именно, в момент извлечения иглы из павильона катетера кончик иглы надежно закрывается металлическим защитным механизмом, препятствующим случайному уколу иглой и травматизации медицинского персонала. Наличие металлического защитного механизма обеспечивает устойчивость к температурным воздействиям (при транспортировке), поскольку металл более прочный материал. Также, металлический механизм обеспечивает более надежную фиксацию на кончике иглы.
Также, следует отметить, что Заказчик является специализированным медицинским учреждением и необходимость функциональных, технических и качественных характеристик, указанных в техническом задании обусловлена потребностью заказчика и установлены исходя из безопасного и надлежащего оказания скорой медицинской помощи. Потребность заказчика и характеристики товара, требуемого к поставке, относится исключительно к компетенции заказчика.
Медицинские услуги учреждением представляться в различных экстренных условиях, в связи с чем механизм и материал фиксации колпачка катетера является жизненоважным и функционально значимым критерием для Заказчика.
Таким образом, основной целью Закона о размещении заказов является удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определённых, установленных этим законом ограничений.
Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право Заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям Заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Заказчик является социально значимым учреждением, в связи с чем требования к товару, выдвигаемые учреждением являются принципиально важными, требования направлены на обеспечение более эффективного лечебного процесса.
Кроме того, заказчик вправе самостоятельно определить объект закупки, его качественные и количественные характеристики, объективно удовлетворяющие государственные или муниципальные нужды, при условии соблюдении запретов, установленных Законом о защите конкуренции - такой позиции придерживается Минфин в своем Письме от 19 сентября 2017 г. N 24-06-06/60727.
Аналогичные механизмы защиты применены в товаре Медимком - BD Venflon Pro Safety - Периферический внутривенный катетер с инъекционным портом и защитой иглы https://www.medimcom.ru/katalog/bd/bd-mss/in-katetar/kateter-bd-venflon-p ro-safety.html
Также, следует обратить внимание Крымского УФАС, что ГОСТ P51908-2002 на который ссылается заявитель, распространяется на машины, приборы и другие технические изделия всех видов (далее - изделия) и устанавливает общие требования к условиям их хранения и транспортирования до ввода в эксплуатацию.
Медицинское изделие, которым является "Катетер (канюля) для периферических сосудов" не являться прибором или техническим устройством, в связи с чем применение требований данного отраслевого стандарта не обоснованно.
Кроме того, следует отметить, что металлический механизм является более надёжным по отношению к полимерным, не только в качестве температурного режима, но и возможности случайного механического повреждения, что является неопровержимым фактом функциональности использования данной характеристики.
Кроме того, в Республике Крым введен режим "чрезвычайной ситуации регионального характера", что в свою очередь обуславливает необходимость товара с экстра-защищенными функциями для персонала.
Также, данное медицинское изделие находится в открытом доступе для всех поставщиков и не запрещено в гражданском обороте".
Обоснование требований Заказчика относительно вышеуказанного товара позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности Заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В связи с отсутствием в позиции КТРУ описания товара, работ, услуг Заказчиком в силу пункта 5 Правил использования КТРУ указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. Данный набор характеристик позволяет удовлетворить потребности Заказника с учетом специфики деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.
Характеристики к катетеру (канюля) для периферических сосудов обусловлены специализированной деятельностью заказчика, накопленным опытом использования расходного материала с заданными параметрами в рамках оказания медицинской помощи в различных экстренных условиях, в связи с чем длина кислородной трубки является важным для жизни пациентов и функционально значимым критерием для Заказчика.
Заказчик в своих пояснениях указал, что в момент извлечения иглы из павильона катетера кончик иглы надежно закрывается металлическим защитным механизмом, препятствующим случайному уколу иглой и травматизации медицинского персонала. Наличие металлического защитного механизма обеспечивает устойчивость к температурным воздействиям (при транспортировке), поскольку металл более прочный материал. Также, металлический механизм обеспечивает более надежную фиксацию на кончике иглы. Также закупаемый товар на рынке медицинских товаров имеет свободное обращение.
Также Заказчик указал, что аналогичные механизмы защиты применены в товаре Медимком - BD Venflon Pro Safety - Периферический внутривенный катетер с инъекционным портом и защитой иглы https://www.medimcom.ru/katalog/bd/bd-mss/in-katetar/kateter-bd-venflon-p ro-safety.html.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность при осуществлении закупки принимать во внимание особенности деятельности хозяйствующих субъектов, являющихся не только официальными дистрибьюторами, но и производителями. Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, соответственно принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения технического задания закупки не противоречат Закону о контрактной системе, в связи с чем довод признается необоснованным, поскольку не доказан Заявителем.
Таким образом, Комиссией выявлено, что установление данной позиции обусловлено потребностью самого Заказчика, не противоречит Закону о контрактной системе и не ограничивает конкуренцию, в связи с чем, довод признается необоснованным.
Также, согласно второму доводу жалобы Заявителя: "..В соответствии с пунктом 4.1. приложения к извещению "ПРОЕКТ КОНТРАКТА" Заказчиком установлен порядок поставки товара: в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения Поставщиком заявки. В соответствии с положениями извещения, количество товара, требуемого к поставке Заказчиком не установлено, НМЦ Контракта установлена из расчёта цены за единицу товара, но в пределах 1 000 000,00 рублей (в соответствии с частью 24 статьи 22 Закона о контрактной). Добросовестный участник закупки обязан заблаговременно позаботится о своевременном исполнении своих обязательств по будущему Контракту и учитывая очень сжатые сроки поставки товара, обеспечить его наличие на своём складе".
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение должно содержать, в том числе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено указанным федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Извещение и пункт 4.1 проекта контракта содержат информацию о сроках поставки товара, а именно: "Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу, указанному в п.1.7 Контракта, по заявке Заказчика в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения Поставщиком заявки. Поставка Товара осуществляется по рабочим дням в период с 08-00 часов до 15-00 часов (по местному времени Заказчика)".
Представителем заявителя не представлено доказательств того обстоятельства, что у заказчика объективно отсутствует необходимость в поставке товаров именно в установленные извещением о проведении закупки сроки. Доказательств обратного представителем заявителя не представлено. Также Заявителем не представлено доказательств невозможности поставки заказчику закупаемого товара в оговоренный проектом контракта срок - в течение 5 календарных дней.
Кроме того, предъявленные заказчиком требования к сроку поставки товаров в равной степени распространялись на всех участников закупки, ввиду чего, любое лицо обладало возможностью принять участие в электронном аукционе. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего, у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закон о контрактной системе.
При этом, Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при формировании извещения об электронном аукционе устанавливать такие условия определения поставщика, которые соответствовали бы всем существующим на рынке поставщикам (подрядчикам, исполнителям).
На заседании Комиссии Заказчик указал, что 17.10.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчиком размещен запрос цен на "Приобретение медицинских расходных материалов" (извещение N0375200039922000006), на обозрение Комиссии представлены 3 коммерческих предложения, на участие аукционе было подано 2 заявки участников готовых поставить товар с необходимыми заказчику характеристиками и согласившиеся на условия, установленные Заказчиком в извещении.
Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а так же доказательств того, что содержащиеся в извещении требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими и являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 31 октября 2022 г. N 082/06/106-1113/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2022