На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "СпецГорСервис" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок УМВД России по городскому округу Подольск (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении УМВД России по городскому округу Подольск (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонтно-техническому обслуживанию оргтехники и восстановлению потребительских свойств расходных материалов для нужд УМВД России по городскому округу Подольск в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0348100029422000024) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя на участие в Аукционе не соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона (далее - Извещение) и Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 20.10.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 26.10.2022.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 14.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 21 283 097,53 руб.;
4) максимальное значение цены контракта - 272 100 руб.;
5) источник финансирования - федеральный бюджет;
6) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 22.09.2022;
7) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 22.09.2022;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
10) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку только одна заявка участника закупки признана соответствующей Извещению и Закону о контрактной системе;
11) Заказчиком с ООО "Технолайф" заключен государственный контракт от 04.10.2022 N 2224188100242000000000000/0348100029422000024 (реестровый номер контракта в ЕИС - 1503602907322000029).
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя на участие в Аукционе не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено,что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 части 1 статьи 43
Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
а)с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено,что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки
информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
На основании подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что согласно протоколу подведения итогов от 23.09.2022 N ИЭА1 заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, а именно в составе заявки Заявителя не представлена информация о стране происхождения поставляемого товара.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил,что заявка Заявителя на участие в Аукционе не содержала конкретных показателей товара.
Так, на заседании Комиссии установлено, что в инструкции по заполнению заявки Извещения (далее - Инструкция) указано следующее: "При описании объекта закупки, участник обязан указать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира (включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг)".
При этом установлено, что Инструкция не содержит требования к участникам об указании в составе заявки конкретных показателей к товару, а также не содержит ссылки на раздел документа, устанавливающего данное требование.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что предметом Аукциона является выполнение работ по ремонтно-техническому обслуживанию оргтехники и восстановлению потребительских свойств расходных материалов, при этом в рамках выполнения работ по государственному контракту не предусмотрена поставка товаров, передаваемых Заказчику по товарной накладной и принимаемых к бухгалтерскому учету Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки Извещения содержит ненадлежащее требование к участникам закупки, а именно требование об указании в составе заявки на участие наименования страны происхождения товара.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего инструкцию по заполнению заявки Извещения, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Заявителя на участие в Аукционе, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами,в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968).
Вместе с тем установлено, что Постановление N 968 утратило силу 01.09.2019 и не применялось на дату размещения Извещения.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе,что содержит признаки административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 15 части 1 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 26.10.2022 по делу N П-378/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 октября 2022 г. N П-378/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2022