Резолютивная часть решения оглашена 01 ноября 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 02 ноября 2022 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии: посредством видеоконференцсвязи, в присутствии:
представителя Акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" (АО "СОГАЗ") -
Представитель ГБУЗ "Октябрьская районная больница" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом,
Представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие),
рассмотрев жалобу АО "Страховое общество газовой промышленности" (АО "СОГАЗ") на действия ГБУЗ "Октябрьская районная больница" при проведении электронного аукциона на оказание услуги по страхованию транспортных средств (ОСАГО) (номер извещения N 0853500000322009195),
УСТАНОВИЛА:
25 октября 2022 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступила жалоба АО "Страховое общество газовой промышленности" (АО "СОГАЗ") ((далее - Заявитель) вх. N 9772 от 26.10.2022 г.) на действия ГБУЗ "Октябрьская районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуги по страхованию транспортных средств (ОСАГО) (номер извещения N 0853500000322009195).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, пояснив, что Заказчиком неверно выбран способ закупки, поскольку определение победителя посредством проведения электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО), нарушает ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Указанные выводы Заявителя, согласно пояснениям, основаны на положениях ч.ч. 1, 2, 7 ст. 24, ст. 6, ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, Указания Банка России от 08.12.2021 г. N 6007-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об обязательном страховании).
На основании вышеизложенного, закупку услуг по ОСАГО, по мнению Заявителя, необходимо осуществлять путем проведения открытого конкурса.
Исходя из представленных в материалы дела письменных возражений, Заказчик жалобу просил признать необоснованной. Так, Заказчиком указано, что из совокупности положений ч. 1 ст. 24, ч. 6 ст. 24, ч. 7 ст. 24 Закона о контрактной системе, Перечня товаров, работ услуг в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 02.03.2016 г. N 471-р, а также с учетом того, что код 65.12.21.000 - "Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2) в Перечень не включен, при осуществлении закупки услуг ОСАГО заказчик вправе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе осуществить определение исполнителя путем проведения электронного аукциона.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона об обязательном страховании, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона об обязательном страховании, Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) устанавливаются Банком России в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей транспортного средства, собственника транспортного средства (физическое или юридическое лицо), а также от назначения и (или) цели использования транспортного средства (транспортное средство специального назначения, транспортное средство оперативных служб, транспортное средство, используемое для бытовых и семейных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности (такси).
В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона об обязательном страховании, Банк России устанавливает перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов, а также осуществляет контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования.
Данное правило не предусматривает исключения для случаев формирования цены предложения в целях подачи заявки на участие в закупке товаров для государственных (муниципальных) нужд в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч. 1 ст. 15 Закона об обязательном страховании, обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Указанием Банка России от 08 декабря 2021 года N 6007-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" утверждены минимальные и максимальные размеры базовых ставок страховых тарифов и ряд коэффициентов, которые установлены в процентах от базовых ставок тарифов.
При этом, согласно приложению 1 к Указанию Банка России, предельные размеры базовых ставок страховых тарифов имеют максимальные и минимальные значения, а соответственно, не являются постоянными.
Из извещения следует, что начальная (максимальная) цена контракта была рассчитана Заказчиком на основании значений базовых ставок страховых тарифов, размер которого выше минимальных и при этом ниже максимальных.
Таким образом, участником закупки может быть предложена цена, которую составляют минимальные значения размеров базовых ставок страховых тарифов, в силу чего цена, предложенная данным участником закупки, будет ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Следовательно, Заказчиком правомерно выбран способ определения исполнителя в форме электронного аукциона, так как основным критерием при определении победителя в электронном аукционе является предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги.
Согласно письменным пояснениям, Уполномоченный орган жалобу просил признать необоснованной, полностью поддержав позицию Заказчика, дополнительно указав на следующее. После вступления в силу Федерального закона РФ N 251-ФЗ от 23.07.2013 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" Банку России переданы функции, в том числе, по регулированию страховых тарифов по обязательному страхованию. Такое регулирование осуществляется посредством установления в соответствии с Законом об обязательном страховании актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (пункт 1 статья 8 Закона об обязательном страховании).Таким образом, страховщики, осуществляющие ОСАГО, могут устанавливать тарифы в рамках их минимальных и максимальных значений, что позволяет государственным заказчикам использовать такие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), как запрос котировок и аукцион в электронной форме (письмом ФАС России от 01.12.2014 г. N АД/48891/14).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
24.10.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (http://www.sberbank-ast.ru) Заказчиком, Уполномоченным органом размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуги по страхованию транспортных средств (ОСАГО) (номер извещения N 0853500000322009195).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 40905,08 рублей.
Извещение о закупке, в соответствии с положениями Постановления Правительства Оренбургской области от 29.12.2016 г. N 1010-п "О наделении государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Оренбургской области и об утверждении порядка взаимодействия заказчиков Оренбургской области с государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр организации закупок", при осуществлении закупок товаров, работ, услуг", утверждено Заказчиком.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе, для целей настоящего Федерального закона, электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, считаются также электронными процедурами, а закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион - закрытыми электронными процедурами.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Перечень товаров, работ услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.03.2016 г. N 471-р.
Код 65.12.21.000 - "Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2) в Перечень не включен, таким образом, при осуществлении закупки услуг ОСАГО, заказчик вправе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе осуществить определение исполнителя путем проведения электронного аукциона.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона о контрактной системе, тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 19 от 13.01.2014 г. "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" (далее - Постановление N 19), установлено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.
Таким образом, при проведении закупки на оказание услуг ОСАГО, заказчик формирует начальную (максимальную) цену контракта с учетом положений Постановления N 19, обосновывая указанную цену контракта посредством применения тарифного метода, как указано в ст. 22 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Законом о контрактной системе не установлены ограничения относительно возможности применения минимального значения предельного размера базовой ставки страховых тарифов для обоснования начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг ОСАГО.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона об обязательном страховании, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона об обязательном страховании, страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) устанавливаются Банком России в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей транспортного средства, собственника транспортного средства (физическое или юридическое лицо), а также от назначения и (или) цели использования транспортного средства (транспортное средство специального назначения, транспортное средство оперативных служб, транспортное средство, используемое для бытовых и семейных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности (такси).
В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона об обязательном страховании, Банк России устанавливает перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов, а также осуществляет контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования.
Данное правило не предусматривает исключения для случаев формирования цены предложения в целях подачи заявки на участие в закупке товаров для государственных (муниципальных) нужд в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона об обязательном страховании, обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Указанием Банка России от 08 декабря 2021 года N 6007-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции Указании Банка России от 28.07.2022 г. N 6209-У) утверждены минимальные и максимальные размеры базовых ставок страховых тарифов и ряд коэффициентов, которые установлены в процентах от базовых ставок тарифов.
При этом, согласно приложению 1 к Указанию Банка России, предельные размеры базовых ставок страховых тарифов имеют максимальные и минимальные значения, а соответственно, не являются постоянными.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с извещением (номер извещения N 0853500000322009195), Заказчиком выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый аукцион в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта рассчитана Заказчиком на основании значений базовых ставок страховых тарифов, размер которых выше минимальных и ниже максимальных. Следовательно, участниками закупки может быть предложена цена, которую составляют минимальные значения базовых ставок страховых тарифов, в силу чего цена, предложенная данным участником закупки, будет ниже начальной (максимальной) цены контракта.
В связи с этим, Заказчиком правомерно выбран способ определения поставщика в форме открытого аукциона в электронной форме, поскольку основным критерием при определении победителя в электронном аукционе является предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги.
Более того, в соответствии с ч. 7 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов.
Также в материалах дела отсутствуют и Заявителем не представлены доказательства о каком-либо ограничении количества участников закупки, в результате выбора Заказчиком в качестве способа осуществления закупки - открытого аукциона в электронной форме, в связи с чем, доводы о наличии в действиях Заказчика нарушений положений ст. 8 Закона о контрактной системе также не находят своего подтверждения.
При таких обстоятельствах, доводы Заявителя являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Страховое общество газовой промышленности" (АО "СОГАЗ") на действия ГБУЗ "Октябрьская районная больница" при проведении электронного аукциона на оказание услуги по страхованию транспортных средств (ОСАГО) (номер извещения N 0853500000322009195), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 1 ноября 2022 г. N 056/06/24-768/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2022