На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 301-п от 21.10.2022 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:
членов Инспекции:
проведя внеплановую камеральную проверку действий Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей" при проведении электронного аукциона по установке видеонаблюдения в учебном корпусе института (Предмет охраны Объект культурного наследия федерального значения "Здание Общественного собрания, XIX в."), г. Оренбург, ул. Советская, д. 17 (номер извещения N 0853500000322008674) на основании жалобы ИП Черемных Н.Г. ,
УСТАНОВИЛА:
20.10.2022 года в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ИП Черемных Н.Г. (далее - Заявитель) о проведении проверки действий Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по установке видеонаблюдения в учебном корпусе института (Предмет охраны Объект культурного наследия федерального значения "Здание Общественного собрания, XIX в."), г. Оренбург, ул. Советская, д. 17 (номер извещения N 0853500000322008674).
На основании Приказа Оренбургского УФАС России N 301-п от 21.10.2022 г., уведомлением N 7838 от 21.10.2022 г. назначено проведение внеплановой проверки по доводам, указанным в жалобе. Заседание Инспекции Оренбургского УФАС России было назначено на 28.10.2022 г. 11 ч. 00 мин. посредством видеоконференцсвязи на которое вышли только представители Заказчика. От Заявителя каких-либо ходатайств не поступало, участие в заседании не принял.
Исходя из доводов жалобы следует, что Заказчиком при формировании документации об аукционе в электронной форме допущены нарушения законодательства о закупках, поскольку в Техническом задании Заказчика присутствует "форма 2", что противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации. Учитывая предмет закупки, Заказчик либо обязан предоставить проектную документацию (отсутствует в документации о закупке), либо убрать из Технического задания форму 2.
В Техническом задании имеется требование к поставщикам о наличии Лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Приложен Акт о признании здания объектом культурного наследия, но при этом уточняется, что проектная документация не предусматривает строительство, реконструкцию, капитальный ремонт сложного объекта. Данный факт, по мнению Заявителя, свидетельствует о нарушении Заказчиком положений ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях, указав следующее. Доводы Заявителя не подтверждаются материалами дела. Система видеонаблюдения считается поставляемым товаром, так как по исполнению кон6тракта, в бухгалтерском учете будет оприходована как основное средство, в этой связи Заказчик вправе потребовать указания соответствующих характеристик. В данном случае требования к материалам являются характеристиками предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки и не ограничивающие конкуренцию. Уточнение о том, что проектная документация не предусматривает строительство, реконструкцию, капитальный ремонт сложного объекта никаким образом не ограничивает конкуренцию, так как предметом контракта является установка видеонаблюдения в учебном корпусе института, а не строительство, реконструкцию, капитальный ремонт здания.
Требование у участника закупки наличия лицензии на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия соответствует действующему законодательству п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Согласно извещению, необходимость устройства системы видеонаблюдения продиктована требованиями антитеррористической защищенности объекта. В рамках исполнения контракта предполагается выполнить разводку слаботочных сетей по чердаку здания с выпуском кабелей на фасад через отверстия в уровне обрешетки и креплением камер видеонаблюдения под карнизом. Камеры в интерьерах должны быть установлены с креплением к потолку. Для проведения работ предлагается установить следующую очередность, которая может быть уточнена в ходе проектирования: выполнить разводку кабеля по чердаку в металлорукаве; выполнить отверстия в подкровельной части карниза и в потолке помещений; закрепить камеры, выполнить пусконаладочные работы. Вид работ установлен экспертной организацией: работы по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Постановлением Правительства N 67 от 28.01.2022 г. - для установки системы видеонаблюдения на объекте культурного наследия необходима лицензия.
Заявитель заявку на участие в закупке не подавал. Аукцион не состоялся по причине отсутствия заявок.
Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) также представило пояснения по доводам жалобы Заявителя, согласно которым, доводы, указанные в жалобе, считает несостоятельными по следующим основаниям. Так, исходя из совокупности положений ч. 1 ст. 49, п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 33, пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, требование о заполнении участниками закупки формы 2 (сведения о товаре) является правомерным. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 40 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Постановления Правительства N 67 от 28.01.2022 г., Письмом Минкультуры России от 20.02.2017 г. N 1254-12-04 "О проведении работ физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия", с учетом предполагаемых к выполнению работ, подрядная организация должна иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
На участие в аукционе не было подано ни одной заявки, запросов о разъяснении положений извещения не поступало, в этой связи, а также с учетом того факта, что Заявителем не представлено доказательств нарушения положений ст. 8 Закона о контрактной системе, Уполномоченный орган просил доводы Заявителя признать необоснованными.
В ходе изучения материалов дела, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
13.10.2022 г. Заказчиком, Уполномоченным органом размещено извещение об электронном аукционе в единой информационной системе в сфере закупок (официальный сайт http://zakupki.gov.ru ) и на сайте оператора электронной АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение о проведении электронного аукциона на установку видеонаблюдения в учебном корпусе института (Предмет охраны Объект культурного наследия федерального значения "Здание Общественного собрания, XIX в."), г. Оренбург, ул. Советская, д. 17 (номер извещения N 0853500000322008674).
Начальная (максимальная) цена контракта 1 008 811,40 рублей.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено Заказчиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов ( в том числе, путем проведения открытого аукциона в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5, п. 12 ч. 1 статья 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичные требования определены Заказчиком в Приложении к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, требования к участникам закупки".
Исходя из материалов дела, в рамках исполнения контракта требуется установить камеры видеонаблюдения, требования к которым Заказчиком установлены в "Техническом задании". Поскольку указанный товар в данном случае является поставляемым товаром и ставится на бухгалтерский учет Заказчика, установление требований о предоставлении в составе заявки конкретных характеристик (показателей) товаров, является правомерным, соответствующим положениям законодательства о контрактной системе, а доводы Заявителя в данной части - необоснованными.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Исходя из положений Приложения к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, требования к участникам закупки", пп. 3 п. 1 установлено требование о содержании в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной систем, а именно: лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации N 99-ФЗ от 04.05.2011 г., выданной Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2017 г. N 1262 "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" по видам работ: "ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". Участник предоставляет сведения о регистрационном номере и дате предоставления лицензии или копии лицензии, или выписку из реестра лицензий, содержащую сведения об указанной лицензии или копию акта лицензирующего органа о принятом решении (о предоставлении лицензии; о переоформлении лицензии; о возобновлении лицензии; о продлении срока действия указанной лицензии).
В соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "о лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), выполнение работ, связанных с деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
Объектом закупки в данном случае, является: "Установка видеонаблюдения в учебном корпусе института (Предмет охраны Объект культурного наследия федерального значения "Здание Общественного собрания, XIX в.", г. Оренбург, ул. Советская, д. 17".
Согласно документации, размещенной Заказчиком в приложении к извещению (Положительное заключение экспертизы проектной документации N 56-1-1-2-041681-2022 от 28.06.2022 г., Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Здание Общественного собрания, XIX в.", г. Оренбург, ул. Советская, д. 17") необходимость устройства системы видеонаблюдения продиктована требованиями антитеррористической защищенности объекта.
Исходя из материалов дела следует, что в рамках исполнения контракта предполагается выполнить разводку слаботочных сетей по чердаку здания с выпуском кабелей на фасад через отверстия в уровне обрешетки и креплением камер видеонаблюдения под карнизом. Камеры в интерьерах установить следующую очередность, которая может быть уточнена в ходе проектирования: выполнить разводку кабеля по чердаку в металлорукаве; выполнить отверстия в подкровельной части карниза и в потолке помещений; закрепить камеры, выполнить пусконаладочные работы.
Государственным заказчиком получено Положительное заключение экспертизы проектной документации N 56-1-1-2-041681-2022 на установку видеонаблюдения в учебном корпусе института (предмет охраны ОКН федерального значения "Здание Общественного собрания, XIX в.", г. Оренбург, ул. Советская, д. 17", утвержденное ГАУ Государственная экспертиза Оренбургской области" от 28.06.2022 г. Вид работ установлен экспертной организацией: работы по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона Российской Федерации N 73-ФЗ от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации", сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2022 г. N 67 утвержден перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В указанный перечень в том числе включены работы по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Из Акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения "Здание Общественного собрания, XIX в.", г. Оренбург, ул. Советская, д. 17" от 10.06.2022 г., являющегося приложением к извещению следует, что предложенные решения проекта приспособления объекта культурного наследия, направленные на устройство системы наружного и внутреннего видеонаблюдения (разводка слаботочных сетей предполагается по чердаку с выведением на фасады в уровне карниза, в помещениях- через потолок) в учебном корпусе ГБОУ ВО "ОГИИ им Л. и М, Ростроповичей" в целях его антитеррористической защищенности. Предусмотренное проектом приспособления устройство камер наружного и внутреннего видеонаблюдения соответствуют сложившейся методике ведения научно-исследовательских и проектных работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нормам ст. 44 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", учитывая современные строительные нормы и правила, требования к эксплуатации учебных зданий, не оказывают влияние на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия федерального значения "Здание Общественного собрания, XIX в.", г. Оренбург, ул. Советская, д. 17", не нарушают основные ценностные характеристики объекта культурного наследия(объемно-планировочные решения, строительные конструкции, фасады и интерьеры), утвержденные как предмет его охраны приказом Министерства культуры Российской Федерации от 24.04.2012 г. N 370 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения и его регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Понятия ремонта памятника и приспособления объекта культурного наследия определены в ст.ст. 42, 44 Федерального закона Российской Федерации N 73-ФЗ от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации",
Исходя из письма Минкультуры России от 20.02.2017 года N 1254-12-04 "О проведении работ физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия", в случае локальных ремонтных работ, проводимых в целях поддержания и эксплуатационном состоянии памятника и не изменяющих его особенностей, составляющих предмет охраны, такие работы вправе проводиться физическими лицами, неаттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Однако подрядная организация должна иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в данном случае, нарушений в требованиях о наличии у участника закупки соответствующей лицензии, нарушений не усматривается.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из материалов дела, аукцион не состоялся ввиду отсутствия поданных заявок, Заявитель заявку на участие в закупке не подавал, своим правом на подачу запроса о разъяснении положений извещения не воспользовался. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки в результате установления требования о наличии у участников закупки лицензии в соответствии с положениями ст. 31 Закона о контрактной системе, Заявителем не представлено.
Более того, само по себе требование о наличии лицензии не свидетельствует о незаконном ограничении количества участников закупки, как и отсутствие той или иной лицензии у участника закупки не свидетельствует о неправомерности установления соответствующего требования заказчиком.
В этой связи, данный доводы Заявителя также является несостоятельным.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
В действиях Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей" при проведении электронного аукциона по установке видеонаблюдения в учебном корпусе института (Предмет охраны Объект культурного наследия федерального значения "Здание Общественного собрания, XIX в."), г. Оренбург, ул. Советская, д. 17 (номер извещения N 0853500000322008674) нарушений, в части доводов жалобы ИП Черемных Н.Г., не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 3 ноября 2022 г. N 08-09-58/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2022