Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Шугушева Т.Р. на действия Заказчика Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0360100015822000050 "Поставка канцелярских товаров",
УСТАНОВИЛА:
26.10.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Шугушева Т.Р. на действия Заказчика Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0360100015822000050 "Поставка канцелярских товаров" (далее- Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком нарушена процедура заключения контракта с победителем закупки, установленная Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
29.09.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 95 993,27 рубля.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.10.2022 NИЭА1 ИП Шугушев Т.Р. (далее - ИП, поставщик) признан победителем Аукциона.
Согласно ч.1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч.2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5-
8,10,17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
13.10.2022 Заказчиком размещен в ЕИС проект Контракта.
13.10.2022 от электронной площадки в ЕИС подступил документ "Подписанный победителем проект контракта".
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные
пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения
контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5
настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным
частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
24.10.2022 Заказчик разместил протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 24.10.2022 NППУ20_1 на основании невыполнения участником требований ч.3 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, так как 13.10.2022 заявителем подписан проект контракта, а также приложены документы, подтверждающие оплату обеспечения исполнения контракта по реквизитам, указанным в проекте контракта.
Согласно пояснению представителей Заказчика, были проверены сведения о внесении обеспечения исполнения контракта на специальный счет Заказчика, указанный в Извещении о проведении Аукциона, в результате данной проверки было установлено, что денежные средства, предназначенные для обеспечения исполнения контракта на специальном счете Заказчика отсутствуют, поскольку Победитель перечислил обеспечение исполнение контракта не по реквизитам, указанным в извещении о проведении электронного аукциона, а по реквизитам, указанным в проекте контракта. Данные средства поступили напрямую в Управление федерального казначейства, в связи с чем Заказчик не обладает полномочиями по распоряжению данными денежными средствами.
В соответствии с п.16 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе реквизиты, необходимые для перечисления обеспечения указываются Заказчиком в извещении о проведении закупки.
Нормы статей 42 и 32, 34 Закона о контрактной системе регламентируют, какие сведения должны содержаться в извещении, а какие в проекте контракта.
Согласно вышеуказанным нормам данные документы не идентичны, поскольку имеют своей целью регулирование различных правоотношений сторон.
Так, извещение о проведении аукциона направлено на регулирование взаимоотношении участников закупки до заключения контракта и по этой причине обязана в своем составе содержать все условия проведения закупки, в том числе, реквизиты специального счета Заказчика, на который перечисляется обеспечение исполнения контракта.
Установленное ч.1 статьи 34 Закона о контрактной системе правило о заключении контракта на условиях извещения имеет своей целью закрепить обязанность Заказчика создать проект контракта на основе сведений, указанных в извещении и необходимых для его исполнения.
Учитывая вышеизложенное, победитель электронного аукциона при совершении своей обязанности по перечислению на специальный счет Заказчика обеспечения исполнения контракта, не может и не должен руководствоваться нормами не вступившего в силу проекта муниципального контракта, а должен выполнять требования, установленные в извещении о проведении аукциона.
Согласно статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Заказчиком в проект муниципального контракта включены реквизиты счета Заказчика, необходимые для исполнения муниципального контракта.
Таким образом, при совершении действий, влекущих правовые последствия, участник закупки должен был руководствоваться извещением об аукционе, а не осуществлять действия, не регламентированные утвержденными документами о проведении электронного аукциона.
Наличие денежных средств на ином, не предназначенном для временных платежей счете заказчика, перечисленных победителем электронного аукциона в счет обеспечения исполнения контракта, не может быть зачтено в счет совершения действий по внесению обеспечения, поскольку Заказчик не имеет возможности распорядиться данными средствами по назначению.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком нарушен регламентированный срок размещения протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Протокол подведения итогов был опубликован Заказчиком 11.10.2022. Таким образом, не ранее чем 21.10.2022 установлен срок для заключения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2
настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и прикладывает документы, подтверждающие оплату обеспечения исполнения контракта.
Заказчиком размещен в ЕИС проект контракта 13.10.2022, следовательно, до 21.10.2022 победитель должен был подписать проект контракта.
Согласно нормам п. а) ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи: формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно ст. 193 Гражданского Кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта размещен Заказчиком 24.10.2022 с учетом норм п. а) ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе и статьи 193 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика по размещению протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Шугушева Т.Р. на действия Заказчика Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0360100015822000050 "Поставка канцелярских товаров" необоснованной.
1.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 31 октября 2022 г. N 064/06/51-930/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2022