Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия Управления, Комиссия УФАС) в составе:
Сучков О.Н. - помощник руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления,
Предтеченская Е.Н. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления;
Коренникова А.А. - старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,
Кузнецова Ю.Н. - старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,
рассмотрев жалобу ООО "ЮУРЦС" (далее - Заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона, предмет закупки - поставка медицинских изделий (Инфузионная станция), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0830500000222002948), (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка), в присутствии представителей:
от Заказчика - Зорина Е.Ю. (доверенность от 17.08.2022), Чебыкиной Е.Н. (доверенность от 10.01.2022),
от Уполномоченного учреждения - Хорис Ю.В. (доверенность от 01.04.2022)
от Заказчика - Зонова С.В. (доверенность от 18.08.2022),
УСТАНОВИЛА:
20.10.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена жалоба ООО "ЮУРЦС" на положения извещения о проведении электронного аукциона, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
1. Заявитель в жалобе указал, что описание объекта закупки содержит характеристики оборудования, которым соответствует товар только одного производителя, а именно: "Б. Браун Мельзунген АГ" (B.Braun Melsungen AG, Германия), что, по мнению Заявителя, приводит к ограничению количества участников закупки.
2. Вместе с тем, Заявитель считает, что Заказчик нарушил требования ст. 14 Закона о контрактной системе, так как описание объекта закупки сформировано таким образом, что участники закупки лишены возможности предложить товар отечественного производства и воспользоваться преимуществами в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ 126н).
Информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению размещена в ЕИС.
Уведомлением от 24.10.2022 N б/н лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, сообщено о назначении рассмотрения жалобы на 26.10.2022 в 10:00.
26.10.2022 жалоба рассмотрена в дистанционном режиме с участием представителей Заявителя, Заказчика и Уполномоченного учреждения.
В соответствии с п. 3.32 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), по инициативе Комиссии УФАС в целях истребования дополнительных пояснений и документов объявлен перерыв до 13:15 27.10.222.
Право для участия и предоставления пояснений (документов) всем лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, предоставлено.
27.10.22 рассмотрение жалобы продолжилось в дистанционном режиме с участием представителей Заказчика и Уполномоченного учреждения, представитель Заявителя к заседанию Комиссии УФАС не подключился (уведомлен надлежащим образом).
От Заказчика поступили письменные возражения на жалобу (исх. от 25.10.2022 N 3827), письменные дополнения к возражениям на жалобу (исх. от 27.10.2022 N 3865), от Уполномоченного учреждения - возражения на жалобу (исх. от 25.10.2022 N ИХ.КУВОЦЗ-0331/22).
Комиссия Управления, рассмотрев представленные материалы и документы, размещенные в ЕИС в их совокупности установила следующее.
13.10.2022 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0830500000222002948.
Предмет закупки - поставка медицинских изделий (инфузионная станция), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Начальная (максимальная) цена контракта 4 013 860,08.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
В связи с чем, Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару (услугам), являющихся значимыми для заказчика. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком описания объекта закупки, исходя из его потребностей.
Кроме того, в соответствии с п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что довод Заявителя о том, что по совокупности характеристик описание объекта закупки указывает на одного производителя: Компанию "Б. Браун Мельзунген АГ" (B.Braun Melsungen AG, Германия) не состоятелен, поскольку до начала формирования описания объекта закупки Заказчиком был проведен анализ рынка инфузионных станций, возможных к поставке, в том числе были сделаны запросы на предоставление характеристик в адрес производителей (дистрибьюторов) указанного оборудования.
В подтверждение вышесказанного, Заказчик представил на заседание Комиссии УФАС вышеназванные запросы в адрес ООО "Фрезениус Каби" (исх. от 31.08.2022 N 3124) и в адрес ООО "Б.Браун Медикал" (исх. от 31.08.2022 N 3125), а также ответы данных производителей с указанием технических характеристик закупаемого оборудования (исх. от 02.09.2022 N б/н, исх. от 06.09.2022 N 63, исх. от 22.09.2022 N 174).
Проанализировав представленные ответы от производителей инфузионных станций, Заказчиком было составлено описание объекта закупки, соответствующее как минимум двум производителям медицинского оборудования.
Вместе с тем, Заказчик представил запросы коммерческих предложений на поставку медицинского оборудования согласно техническому заданию (исх. от 16.09.2022 N 383/1, исх. от 16.09.2022 N 383/2, исх. от 16.09.2022 N 383/3), а также ответы на указанные запросы (КП от 20.09.2022 N 907/22, КП от 22.09.2022 N175, КП от 20.09.2022 N 2022-531).
Согласно указанным коммерческим предложениям, поступившим в адрес Заказчика, к поставке предлагается оборудование консоль Link 4+Agilia производителя "Фрезениус Каби" (Fresenius Kabi), станция Б. Браун Спэйс производителя "Б. Браун Мельзунген АГ" (B.Braun Melsungen AG).
Представитель Уполномоченного учреждения на заседании Комиссии УФАС пояснил, что Согласно ч. 2 постановления Правительства Вологодской области от 28.01.2021 N 87 "Об отдельных вопросах взаимодействия заказчиков с органом исполнительной власти области и казенным учреждением области, уполномоченными на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных нужд области и муниципальных нужд, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области" (далее - Постановление 87) казенное учреждение казенное учреждение Вологодской области "Центр закупок" осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных нужд области и муниципальных нужд, которыми оно наделено в соответствии с постановлением Правительства области от 26.10.2020 года N 1244 "О создании казенного учреждения Вологодской области "Центр закупок".
Согласно п. 3.1. раздела III Постановления 87 для осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме (далее также в настоящем разделе - электронный аукцион) заказчик направляет в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение заявку на проведение электронного аукциона (далее в настоящем разделе - заявка).
Заказчик одновременно с заявкой представляет в уполномоченное учреждение Описание объекта закупки.
Таким образом, Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию Описания объекта закупки в соответствии с его объективными потребностями, спецификой деятельности, необходимостью бесперебойного и своевременного обеспечения учреждения медицинским оборудованием.
Заявитель представил сравнительную таблицу характеристик медицинского оборудования (инфузионных станций) Mindray BeneFusion DS5 Standarrt РЗН 2019/8674, Aitecs IDS ФСЗ 2009/03884, Fresenius Kabi AAG Консоль Link + Agilia РЗН 2021/14312, Станция стыковочная для инфузионных насосов СИНС-01 НПЗ РЗН 2018/7561, TE-RS700 terumo Коммуникационная стойка Terufusion Communication Rack System РЗН 2015/3421, Инфузионная станция Sino MDT SN-Unicare ФСЗ 2012/12821, Станция Спэйс B.Braun ФСЗ 2010/06281, а также руководства пользователя указанного оборудования.
Согласно сравнительной таблице характеристикам описания объекта закупки соответствует только Станция Спэйс B.Braun ФСЗ 2010/06281 производителя "Б. Браун Мельзунген АГ" (B.Braun Melsungen AG, Германия, Консоль Link + Agilia РЗН 2021/14312 не соответствует по одной характеристике "Тип станции модульный".
При сравнении характеристик медицинского оборудования Заявитель использовал информацию, указанную в руководствах пользователя указанного в таблице оборудования. Вместе с тем, Заявитель не смог пояснить, каким источником информации он руководствовался при указании в таблице информации о том, что станции Aitecs IDS ФСЗ 2009/03884, Fresenius Kabi AAG Консоль Link + Agilia РЗН 2021/14312, Sino MDT SN-Unicare ФСЗ 2012/12821 не являются модульными.
Согласно письмам официального представителя производителя Fresenius Kabi Deutshiand Gmbh (Германия) на территории Российской Федерации ООО "Фрезениус Каби" от 02.09.2022 и от 26.10.2022 консоль Link + Agilia относится к модульному типу инфузионной станции.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 25.10.2022 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки. Заявка с предложением поставки медицинского оборудования консоль Link 4+Agilia была признана соответствующей положениям извещения об осуществлении закупки. Заявка с предложением о поставке медицинского оборудования система инфузионная BeneFusion производителя Mindrey была отклонена по причине предоставления участником закупки в составе заявки недостоверной информации в отношении характеристик предлагаемого товара на основании письма ООО "Миндрей Медикал Рус", являющегося официальным представителем производителя Mindrey на территории Российской Федерации (исх. от 24.10.2022 N24/10-1Д).
Таким образом, на основании представленных материалов и пояснений Комиссия УФАС установила, что характеристикам, указанным в техническом задании, соответствует медицинское оборудование (станции инфузионные) как минимум двух производителей, а именно консоль Link 4+Agilia производителя "Фрезениус Каби" (Fresenius Kabi), станция Б. Браун Спэйс производителя "Б. Браун Мельзунген АГ" (B.Braun Melsungen AG).
2. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона установил условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с Приказом 126н.
Таким образом, нарушений требований ст. 14 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлено.
Вместе с тем, действующее законодательство Российской Федерации в сфере закупок не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении об осуществлении закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Кроме того, на основании ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Доказательства того, что установленные требования приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем не представлены.
Таким образом, доводы Заявителя признаны Комиссией УФАС необоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой выявлено следующее.
В ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией УФАС установлено, что Заказчик в описании объекта закупки допустил техническую ошибку (опечатку) в наименовании столбца "Характеристика (значение) показателя, которое не может изменяться", не указав частицу "не". Однако техническая ошибка, допущенная в наименовании столбца таблицы, не повлияла на процедуру определения поставщика, не вызвала у участников закупки каких-либо затруднений при подаче заявки на участие в закупке (оба участника указали в соответствии с инструкцией конкретные характеристика предлагаемого товара), не повлияла на процедуру и итоги рассмотрения заявок участников комиссией по осуществлению закупок.
Таким образом, опечатка не привела к нарушению Заказчиком норм законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЮУРЦС" необоснованной.
2. Требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
подпись О.Н. Сучков
подпись Е.Н. Предтеченская
подпись А.А. Коренникова
подпись Ю.Н. Кузнецова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 27 октября 2022 г. N 035/06/33-537/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2022