Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в составе:
рассмотрев информацию (вх.N7862-ЭП/22 от 21.10.2022), направленную в Томское УФАС России Департаментом финансов Томской области (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью охранное агентство "Пересвет" (ИНН 2462041823) (далее - Общество, Исполнитель) на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Обществом условий контракта, с целью включения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), при участии представителей Заказчика -Шахова Д.В. (доверенность NАФ-07/06-513 от 19.07.2022), посредством ВКС представителя Общества - Долбаненко В.В. (доверенность N9 от 23.06.2022),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
15.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещены извещение и документация об электронном аукционе "Оказание охранных услуг" (извещение N 0865200000321002062) с начальной (максимальной) ценой 1 038 956,04 руб.
17.11.2021 Заказчик и Общество заключили государственный контракт N N 11-ГК (далее - Контракт).
Цена контракта: 244 153,37 руб.
Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьи 781 ГК РФ Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1.1 по настоящему Контракту Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В соответствии пункта 1.2 контракта:
Сроки оказания услуг: с "01" января 2022 г. по "31" декабря 2022 г.
Начало оказания услуг: 00 часов местного времени 01.01.2022.
Окончание оказания услуг: 24 часа местного времени 31.12.2022.
Согласно пункта 1.4 Контракта:
Место оказания услуг: г. Томск, пр. Ленина, 111, пер. Батенькова, 3, помещения, занимаемые Департаментом финансов Томской области (далее - Объект).
Согласно пункту 10.1. Контракт вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами и действует по "31" декабря 2022 г. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств Исполнителя при их установлении Заказчиком.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьей 717 ГК РФ заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
На основании пункта 1 статьи 782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 10.4 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
04.10.2022 - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона 44-ФЗ В случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.08.2022 - Заказчик разместил решение в ЕИС.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено Исполнителем 23.08.2022.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой вступления Решения в законную силу и, следовательно, датой расторжения Контракта считается 17.10.2022.
Согласно части 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Как было установлен выше, 17.11.2021 между Обществом и Заказчиком был заключен контракт на оказание охранных услуг.
В ходе заседания Комиссия изучила документы, предоставленные Заказчиком и Обществом из ходя предоставленных документов следует:
Заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия N 1 N50-11/19-52 от 18.03.2022 о выявленных нарушениях режима рабочего времени, а также отсутствием списка работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов Заказчика. Отсутствии должностной инструкции частного охранника утвержденная Заказчиком, а также экипировки сотрудников охраны, определяющую их принадлежность к охранной организации, с которой заключен Контракт, у работников исполнителя отсутствуют специальные средства (наручники, палка резиновая). Срок устранения выявленных нарушений и недопущение повторных нарушений 25.03.2022.
Исполнителю направлена претензия N 2 N 50-11/19-64 от 05.04.2022 о выявленных нарушениях режима рабочего времени, а также не полным устранением нарушений по претензии N 1 N50-11/19-52 от 18.03.2022.
Кроме этого Заказчиком неоднократно направлялись Претензии (N3 50-11/19-112 от 17.06.2022; N 4 N 50-11/19-145 от 09.08.2022; N 5 N 50-11/19-176 от 12.09.2022) о выявленных нарушениях режима рабочего времени направлены Исполнителю.
На заседании Комиссии Томского УФАС России Заказчик пояснил, что Исполнитель длительное время, систематически нарушал условия Контракта. Указанные нарушения подтверждаются направившимися претензиями. Оплата за оказание услуг производилась за фактическое отработанное время.
17.09.2022 Исполнителем в адрес Заказчика был направлен ответ (N759 от 17.06.2022) на претензию N3 50-11/19-112 от 17.06.2022, их которого следует, что Исполнитель признает указанные Заказчиком нарушения и не возражает не включать в акты сдачи-приемки оказанных услуг за апрель месяц 2022 года указанный период времени отсутствия сотрудников охраны. Кроме того, со всеми сотрудниками охраны проведена разъяснительная беседа о недопущении подобного рода нарушений условий Контракта.
На заседании Комиссии Томского УФАС России представитель Общества сообщил, что Исполнитель добросовестно устранил все имеющиеся в Претензии N 1 нарушения. Так, Список ответственных лиц и должностная инструкция направлены Заказчику 21.03.2022, Сотрудник охраны обеспечен специальной форменной одеждой со знаками отличия непосредственно после подачи Заказчиком претензии, что подтверждается отсутствием повторных претензий со стороны Заказчика относительно данного замечания в Претензии N 2.
Оснащение специальными средствами сотрудника охраны так же было произведено, что подтверждается отсутствием указанных требований со стороны Заказчика в Претензии N 3.
В Претензии N 3 Исх. N50-11/19-112 от 17.06.2022, Заказчик предъявил требование за ретроспективный период с 01.04.2022 по 17.05.2022 о нарушении сотрудником Исполнителя графика несения службы и уменьшении количества оплачиваемых часов за указанный период. К сотрудникам были применены меры дисциплинарного характера.
Как было отражено выше, на основании части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Представитель Общество на заседании Комиссии, пояснил, что с 05.09.2022 нарушений условий Контракта со Общества не допускалось.
Исходя из представленной копией журнала приема сдачи дежурств 2020-2021-2022 г. Комиссией Томского УФАС России установлено, отсутствие нарушения режима рабочего времени с 02.09.2022.
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, пришла к выводу, что на момент принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Исполнителем были устранены нарушения, предъявленные Заказчиком, следовательно, существенных нарушений для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не имеются. При этом факт направления Обществу претензии не является доказательством систематического нарушения Исполнителем условий Контракта, все нарушения Исполнителем были своевременно устранены.
Комиссия полагает, что Обществом предпринимались меры по исполнению контракта, направленные на надлежащее исполнение обязательств по Контракту, в частности: нарушения, выявленные Заказчиком устранялись в кратчайший срок, в период расторжения Контракта Общество продолжало исполнять обязательна по Контракту.
В подтверждение указанных доводов Общество и Заказчик предоставили письма (имеются в материалах дела).
Таким образом, вышеуказанные действия ООО ОА "Пересвет" свидетельствуют об отсутствии недобросовестного поведения при исполнении Контракта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, пришла к выводу о возможности не включения сведений об Обществе с ограниченной ответственность ОА "Пересвет" (ИНН 2462041823) в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 702,708,715,766 Гражданского Кодекса РФ, статьями 95, 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью ОА "Пересвет" (адрес: 660135, г. Красноярск, ул. Молокова, д. 64, пом. 266, оф. 3, ИНН 2462041823)) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 26 октября 2022 г. N 070/10/104-752/2022 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - претензии - исполнитель - режим рабочего времени)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2022