Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "КОНСТАНТА" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27050-ЭП/22 от 20.10.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку компьютерного оборудования, необходимого для студенческо-научного общества ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (извещение N 0372100052922000466),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку компьютерного оборудования, необходимого для студенческо-научного общества ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (извещение N 0372100052922000466) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 394 747,52 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "КОНСТАНТА", предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25%.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "КОНСТАНТА" заключен государственный контракт N 337/2022-ЭА от 16.08.2022 на сумму 242 759,66 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.3 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "КОНСТАНТА".
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется передавать в собственность Заказчика, а Заказчик принимать и оплачивать компьютерное оборудование, необходимое для студенческо-научного общества ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - Товар), согласно Спецификации (приложение N 1 к Контракту).
Срок поставки Товара согласно п. 4.1. Контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки Заказчика.
22.08.2022 Заказчик направил Поставщику заявку N 8882-01/к на поставку компьютерного оборудования в количестве 1 шт. на сумму 60 689, 92 рублей.
29.08.2022 Поставщик поставил Заказчику Товар, указанный в позиции 1 Спецификации к Контракту (Моноблок серия CHIPIX модель Office 109698) в количестве 1 шт. на общую сумму 60 689, 42 рублей, не соответствующий условиям Контракта, а именно поставленная модель компьютера персонального настольного (моноблок) (Моноблок серия CHIPIX модель Office 109698) не поддерживается системой управления и мониторинга DEPO System Manager эксплуатируемой Заказчиком.
Согласно Спецификации к Контракту, объем установленной оперативной памяти должен быть 16 Гигабайт, Моноблок серия CHIPIX модель Office 109698 - объем установленной оперативной памяти равен 8 Гигабайт, что не соответствует условиям Контракта.
В соответствии с пунктом 7.10. Контракта Поставщик обязан обеспечить поставку оборудования, производитель которого имеет сервисный центр на территории Санкт-Петербурга. Наличие сервисного центра на территории города необходимо для быстрого реагирования и обслуживания Заказчика в случае возникновения гарантийного случая, для минимизации рисков длительных простоев в работе Заказчика.
В нарушение указанного условия Контракта, сервисные центры находятся в г. Нижний Новгород, ул. Салгановская, 30.
Таким образом, Поставщик исполнил свои обязательства по Контракту ненадлежащим образом.
Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия от 22.09.2022 N 10252-01/к с требованием об уплате неустойки (штрафа) за ненадлежащее исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом.
По состоянию на 07.10.2022 поставка Товара по данной заявке Заказчика Поставщиком не осуществлена.
05.09.2022 Заказчик направил Поставщику заявку N 9335-01/к на поставку компьютерного оборудования в количестве 3 шт. на сумму 182 069, 74 руб. Дата поставки - 12.09.2022.
Поставщик не осуществил поставку Товара по указанной заявке.
22.09.2022 Заказчиком в адрес Поставщика направлено требование N 10251-01/к об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту.
Однако требуемого к поставке Товара Заказчик не получил по настоящее время.
В соответствии с частью 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Частью 2 указанной статьи установлено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Следовательно, Поставщик допустил существенное нарушение своих обязательств по Контракту, выраженное в не поставке Товара, предусмотренного Контрактом.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 8.3 Контракта, ст. 523 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.10.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "КОНСТАНТА" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.10.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель ООО "КОНСТАНТА" пояснил следующее.
22.08.2022 Заказчиком была подана заявка на поставку товара на сумму 60 689,92 рублей. Срок поставки товара по заявки составлял до 29.08.2022.
29.08.2022 Поставщик поставил в адрес Заказчика товар по заявке от 22.08.2022.
30.08.2022 Заказчик направил Поставщику мотивированный отказ от приемки, в котором указал на несоответствия поставленного товара.
02.09.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика ответ на мотивированный отказ в котором указал, что программное обеспечение DEPO System Manager совместимы с поставленными моноблоками CHIPIX Office 109698.
05.09.2022 Заказчик направил вторую заявку на поставку оставшегося товара на сумму 182 069,74 рублей. Срок поставки товара по заявки составлял до 12.09.2022.
09.09.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо с ответом на письмо Поставщика от 02.09.2022, а также указал, что в соответствии с ответом ООО "ДЕПО Электроникс" в котором указано "моноблок модели CHIPIX Office 109698 не сертифицирован и не совместим с централизованной системой управления и мониторинга DEPO System Manager. Не подтверждаем корректность работы и возможность установки DEPO System Manager на изделия сторонних производителей".
12.09.2022 Поставщик забрал товар на тестирование и устранение недостатков.
15.09.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, содержащее ответ производителя ООО "ЮСТ-НН", в соответствии с которым производитель указал: "Информируем вас что, данное приложение не имеет привязки к составным частям компьютерного оборудования и изделия в целом (на сайте компании Depo https://www.depo.ru/article_a14774_r1817.aspx указано, что система мониторинга DEPO System Manager совестимо с ОС Windows. Подтверждаем, что Наше оборудование совместима со всеми доступными операционными системами, так же не указана обязательная сертификация для использования данного программного обеспечения.). Совместимость оборудования и программного обеспечения подтверждается не производителем программного обеспечения, а производителем оборудования. Мы, в свою очередь, совместимость подтверждаем.
Просим Вас выслать установочный дистрибутив DEPO System Manager, для тестирования корректности установки, исправной работы приложения на поставляемых Моноблоках модели CHIPIX Office 109698 и выдачи официального заключения".
15.09.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика еще одно письмо, в котором указал, что недостаток, выявленный Заказчиком в части объема оперативной памяти ООО "КОНСТАНТА" готово устранить путем передачи дополнительной планки памяти для самостоятельной установки, либо возвратом товара для устранения недостатка, а также сообщил, что у ООО "КОНСТАНТА" заключен договор на техническое обслуживание и ремонт средств вычислительной техники, к указанному письму Поставщик приложил ответ ООО "ЮСТ-НН", а также копию Договора на техническое обслуживание и ремонт средств вычислительной техники.
20.09.2022 поступил ответ Заказчика, в котором он представил данные тестирования оборудования.
23.09.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика претензии.
07.10.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В ответ на Решение Заказчика Участника 11.10.2022 указал следующее:
"При установке программного обеспечения на системные блоки направленного Вами, нашей организацией было получено руководство по установке от производителя DEPO, в котором указано:
"Клиентская лицензия (CAL) не требуется для управления системой DEPO с предустановленным System Client. DEPO System Area Manager предоставляет вам возможность добавить неограниченное число систем DEPO.
Для разблокировки возможности управления системами, не являющимися системами DEPO, должна быть приобретена клиентская лицензия, распространяемая фирмой DEPO Computers.
Для доступа к экрану управления лицензиями выберите данный пункт из выпадающего меню строки заголовка.
1. В System Area Manager, в который вы хотите внести лицензию клиентского доступа, откройте окно управления лицензиями.
2. Введите номер лицензии клиентского доступа и нажмите "Загрузить CAL".
3. DEPO System Area Manager обработает лицензию клиентского доступа, и текущие ограничения будут расширены в соответствии с приобретенной лицензией.
4. Если вы приобрели CAL для данного DEPO System Area Manager, вам будет предоставлена поддержка в соответствии с серийным номером и датой активации.
CAL может быть введена вручную или вставлена в окно ввода.
Как только CAL будет введена, программное обеспечение получит данные о серийном номере и дате активации."
Исходя из полученной информации ограничений по работе нашего оборудования с данным программным обеспечением нет, оно является полностью совместимым, что и требуется по техническому заданию, но в целях диагностики и подтверждения просим Вас направить клиентскую лицензию (CAL) в наш адрес для тестирования корректности установки, исправной работы приложения на поставляемых Моноблоках модели CHIPIX Office 109698 и выдачи официального заключения" либо принять первую партию поставленного товара и установить лицензию самостоятельно.
Дополнительно сообщаем что по второй заявке оборудование готово к отправке, при положительном решении будет отправлено к Вам в ближайшее время".
Заказчик ответ на данное письмо не направил. Решение вступило в силу.
ООО "КОНСТАНТА" обращает внимание Комиссии УФАС на нижеследующее:
- в соответствии с положениями Контракта товар (моноблоки) должен поддерживаться системой управления и мониторинга DEPO System Manager, при в обосновании указано, что наличие данной характеристики обусловлено необходимостью иметь совместимость с уже эксплуатируемой заказчиком системой управления и мониторинга DEPO System Manager.
При этом, какие-либо дополнительные требования отсутствуют, Поставщик несколькими письмами доказывал Заказчику, что данное требование было исполнено, представил ответ производителя оборудования, которые подтверждал факт соответствия данной характеристики;
- относительно другого недостатка (объем установленной оперативной памяти) Поставщик предложил оперативно решить данную проблему, путем ее устранения, что свидетельствует о намерениях Поставщика исполнить положения Контракта надлежащим образом;
- Поставщик предпринимал все возможные действия, направленные на исполнение Контракта.
На основании изложенного, представитель ООО "КОНСТАНТА" ходатайствовал о невключении Участника в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "КОНСТАНТА" не имеет умысла направленного на неисполнение Контракта, Поставщик не допустил виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Поставщик предлагал различные варианты замены товара, однако Заказчик не пошел на встречу и не согласовал замену.
Вместе с тем Заказчик на заседание Комиссии УФАС представил информационные письма ООО "ДЕПО Электронике", являющейся производителем компьютерного, серверного и сетевого оборудования под торговым знаком DEPO, а также системным интегратором комплексных решений автоматизации, подтверждающие несовместимость поставленных Поставщиком моноблоков системой управления и мониторинга ДЕПО, эксплуатируемой Заказчиком, что по мнению Комиссии УФАС свидетельствует о недобросовестном поведении Участника при исполнении условий Контракта.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона и в аукционной документации, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта и став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "КОНСТАНТА" устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "КОНСТАНТА" (603147, Нижегородская обл., город Нижний Новгород, Юлиуса Фучика ул., д. 100, помещ. П3 офис 17) ИНН: 5256202277, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Орионский Владислав Викторович, ИНН: 440123373224; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "КОНСТАНТА" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
20.10.22 |
24.10.22 |
20.10.22 |
0 |
20.10.22 |
27.10.22 |
26.10.22 |
0 |
31.10.22 |
31.10.22 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 октября 2022 г. N РНП-78-1347/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2022