Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик, Покупатель): по доверенности;
ООО "Компания "ЕВРОТЕКС" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27051-ЭП/22 от 20.10.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку мягкого инвентаря (извещение N 0372100048822000761),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку мягкого инвентаря (извещение N 0372100048822000761) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 663 910,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Компания "ЕВРОТЕКС", предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25%.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Компания "ЕВРОТЕКС" заключен государственный контракт N 0372100048822000761 от 29.08.2022 на сумму 270 206,75 рублей (далее - Контракт) на поставку мягкого инвентаря (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Компания "ЕВРОТЕКС".
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил следующее.
В соответствии с п. 4.1. Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь со следующего после даты получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 16.09.2022 N 05-07/6367 направлена в адрес Поставщика и получена последним 16.09.2022. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 26.09.2022.
21.09.2022 Поставщиком представлен результат исполнения Контракта. В ходе проведения Покупателем приемки представленного результата были выявлены нарушения, не позволяющие принять результат, что послужило основанием для отказа в приемке Товара.
Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия от 23.09.2022 N 10.1-03/6607 с требованием исполнить принятые на себя обязательства по поставке товара с срок до 30.09.2022.
Поставщик нарушил условия, содержащиеся в п. 4.1. Контракта, поскольку в установленные Контрактом не осуществил поставку Товара Покупателю.
По состоянию на 07.10.2022 Поставщик не исполнил обязательства по поставке Товара в соответствии с условиями Контракта. Указанные нарушения свидетельствуют о недобросовестном поведении Поставщика и совершении им умышленных действий в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Покупателем принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.10.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Компания "ЕВРОТЕКС" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 22.10.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель ООО "Компания "ЕВРОТЕКС" пояснил следующее.
В соответствии с п. 1. Контракта, Поставщик обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель принимать и оплачивать мягкий инвентарь согласно Спецификации.
Согласно п. 3.1., Цена настоящего Контракта составляет 270 206,75 рублей), НДС не облагается.
Сроки поставки установлены п. 4.1. Контракта: Поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь со следующего после даты получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
07.10.2022 на Официальном сайте размещено Решение об одностороннем отказе Покупателя от исполнения заключенного Контракта.
Поставщик с указанным Решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным по следующим причинам.
Поставщиком все условия заключенного Контракта были исполнены в полном объеме.
16.09.2022 Покупателем была направлена Заявка на поставку Товара.
Товар по заявке Покупателя был поставлен Поставщиком в полном объеме, что подтверждается Товарной накладной N 259 от 16.09.2022.
Однако поставленный Товар не был принят Покупателем.
Так, 23.09.2022 в адрес Поставщика была направлена Претензия с требованием замены поставленного Товара.
В качестве обоснования к претензии было приложено Заключение N 22, в котором были указаны следующие несоответствия поставленного товара:
п/н |
Требование законодательства Российской федерации или условие контракта, которое нарушено |
Описание выявленного несоответствия (нарушения) |
1. |
Технические характеристики п/н 1. Приложение N2 к Контракту: Длина: 221 см; Ширина: 141 см; 1. изделие не меняет форму при высокотемпературной (90°С) стирке и обработке паром, а также дезобработке 2. изменение размеров после стирки - 2% |
Фактически поставлено: Длина: 224 см; Ширина: 153 см; · после тестовой стирки поменяло форму и размеры (Длина: 205 см; Ширина: 145 см) · изменение размеров после стирки более - 2% |
Не согласившись с предъявленной Претензией, Поставщиком в адрес Покупателя было направлено Письмо от 29.09.2022, в котором было указано на необоснованность требований Покупателя со ссылкой на соответствующие ГОСТы.
К Письму также были приложены подтверждающие документы:
- Сертификат соответствия;
- Декларация соответствия;
- Протокол испытаний.
Несмотря на незаконность Требований Покупателя, 07.10.2022 Заказчиком Министерства здравоохранения Российской Федерации было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта нельзя признать законным и обоснованным по следующим причинам.
Согласно приведенной выше Таблице, единственным недостатком поставленного Товара является изменение размеров после стирки более 2%.
Поскольку остальные параметры к недостаткам товара отнесены быть не могут.
Так, длина и ширина поставленного товара более заявленной Покупателем длины и ширины, что является улучшенной характеристикой поставленного Товара и не может быть отнесено к недостаткам.
Форма товара после высокотемпературных стирки и обработки паром изменена не была. Отсутствие изменений в форме товара также отражено на фотографиях, сделанных самим Покупателем (прямоугольник).
Таким образом, единственным несоответствием является изменение размера товара после стирки более 2%.
Однако указанное несоответствие также не может быть отнесено к недостаткам товара по следующим причинам.
Так, согласно Техническим характеристикам (Приложение N 2 к Контракту), поставке по Контракту подлежит товар в соответствии с техническим требованиями, установленными ГОСТ 29298-2005.
В соответствии с п. 4.2.7. ГОСТ 29298-2005 ТКАНИ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ И СМЕШАННЫЕ БЫТОВЫЕ, Общие технические условия, изменение размеров после мокрой обработки готовых тканей должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2. Для белья постельного (в том числе детского без отделки), указанные показатели соответствуют - 5% по основе и +-2% по утку.
Также, согласно ГОСТ 29298-2005, определение изменения размеров после мокрой обработки осуществляются по ГОСТ 30157.1-95 Полотна текстильные, МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРОВ ПОСЛЕ МОКРЫХ ОБРАБОТОК ИЛИ ХИМИЧЕСКОЙ ЧИСТКИ, Общие положения.
Согласно п. 5.3. ГОСТ 30157.1-95, установлены режимы стирки для проведения испытаний ткани. Согласно таблице N 2, ткань необходимо стирать при температуре 40%, продолжительность стирки 15 минут.
Таким образом, исходя из перечисленных положений ГОСТ 29298-2005 и ГОСТ 30157.1-95, следует, что изменение размеров после мокрой обработки готовых тканей в пределах допустимой нормы обеспечивается при соблюдении режима стирки испытаний.
Покупателем режимы стирки при испытании тканей обеспечены не были, что видно из Заключения N 22 - температура стирки 90%. Также из Заключения N 22 невозможно установить продолжительность стирки и используемые моющие средства, что также влияет на результат полученных испытаний.
Ввиду указанных несоответствий испытаний Покупателя требованиям ГОСТ, нельзя признать полученные результаты надлежащими.
Также при проведении Заказчиком экспертизы были нарушены требования ГОСТ 3811-72 МАТЕРИАЛЫ ТЕКСТИЛЬНЫЕ. ТКАНИ, НЕТКАНЫЕ ПОЛОТНА И ШТУЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, Методы определения линейных размеров, линейной и поверхностной плотностей.
Согласно п. 3.1. Для определения линейных размеров ткани, полотна в куске, в рулоне, штучных изделий и точечной пробы ткани применяют нескладную измерительную линейку с ценой деления I мм и мерильный стол.
При возникновении споров применяют горизонтальный мерильный стол.
Ширина стола должна превышать ширину ткани, полотна или штучного изделия. Длина стола должна быть не менее 3 м. На столе в продольном направлении должны быть отмечены участки длиной (1,00,001) м.
Поверхность стола должна быть гладкой и ровной.
Вместе с тем, как видно из фотоматериалов, приложенных к Заключению N 22, размеры полотен определялись Заказчиком навесу, с использованием рулетки.
Нарушения правил вышеперечисленных ГОСТ при приемке Заказчиком не могут служить доказательством недостатков поставленного товара Поставщиком.
Кроме того, в Российской Федерации товар, необходимый к поставке в рамках заключенного государственного контракта, изготавливается только на основании действующих ГОСТ 29298-2005, ГОСТ 30157.1-95.
Поскольку в России другой ткани для изготовления постельного белья не производится, заменить товар Поставщику не представляется возможным.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о незаконности принятого Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с нормами действующего гражданского законодательства, запрещено злоупотреблением правом исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Действия Покупателя по уклонению от приемки Товара по Контракту являются именно злоупотреблением правом и не могут быть признаны законными.
14.10.2022 в ответ на Решение Заказчика было направлено Письмо с просьбой отменить принятое решение и принять товар, поставленный Поставщиком в адрес Покупателя по Товарной накладной N 259 от 16.09.2022.
В Письме Поставщиком была дана полная мотивировка необоснованности действий Заказчика по отказу в приемке товара.
Однако Решение отменено не было, приемка товара осуществлена Заказчиком не была.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "Компания "ЕВРОТЕКС" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в действиях ООО "Компания "ЕВРОТЕКС", как исполнителя Контракта, отсутствовали признаки недобросовестности, а напротив, Исполнителем были приняты все меры для надлежащего исполнения своих обязательств по Контракту.
Комиссией УФАС было установлено, что Участником фактически не исполнены условия Контракта и не устранены замечания Заказчика, выявленные при приемке поставленного Товара.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона и в аукционной документации, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки (ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе).
Комиссией УФАС, из информации, размещенной на Официальном сайте было установлено, что Участник не обжаловал положения документации об электронном аукционе, а также не подавал запросов на ее разъяснение.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта и став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Компания "ЕВРОТЕКС" устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Компания "ЕВРОТЕКС" (155901, Ивановская область, Шуйский район, Шуя г., Игнатия Волкова площадь, д.1) ИНН: 3711014359, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Пиголицын Лев Михайлович, ИНН: 371100086077; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Компания "ЕВРОТЕКС" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
20.10.22 |
24.10.22 |
20.10.22 |
0 |
20.10.22 |
27.10.22 |
26.10.22 |
0 |
31.10.22 |
31.10.22 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 октября 2022 г. N РНП-78-1348/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2022