Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУЗ "Городская больница N 26" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 27043-ЭП/22 от 20.10.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту наплавляемой кровли и асфальтового покрытия по адресу: Санкт-Петербург, ул. Костюшко, д.2 (извещение N 0372200105022000294) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Аукциона размещено 30.09.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200105022000294.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 643 758,80 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. П.12 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Правительство Российской Федерации, согласно ч. 2 ст.31 Закона о контрактной системе, вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Постановление Правительства N 2571). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
В позиции 15 Приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлено, что к участникам закупки на работы по текущему ремонту зданий, сооружений предъявляется следующее дополнительное требование:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Правительства N 2571 позиция 15 Приложения к Постановлению N 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Следовательно, при проведении закупки на осуществление работ по текущему ремонту зданий, сооружений Заказчик обязан установить указанные дополнительные требования.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что согласно сведениям размещенного извещения о проведении аукциона объектом закупки является выполнение работ по ремонту наплавляемой кровли и асфальтового покрытия по адресу: Санкт-Петербург, ул. Костюшко, д.2, т.е. работы, относящиеся к текущему ремонту.
При этом, анализ извещения о проведении аукциона показал, что вышеуказанное дополнительное требование к участникам не установлено Заказчиком.
Из письменных возражений Заказника следует, что с доводом жалобы согласен.
Таким образом в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах довод Заявителя Комиссия УФАС находит обоснованным.
2. В силу ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Электронным документов "Приложение_N4_Требования_к_ содержанию_и_составу_заявки.docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"2. Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
2.1. Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (приложение 3 к описанию объекта закупки) в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
2.2. Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 закона.".
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика установлены Заказчиком в приложении 3 к описанию объекта закупки.
В соответствии с разъяснениями ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/20616/20, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Анализ вышеуказанного Приложения показал, что Заказчиком установлены требования к товарным позициям: дождеприемный колодец, аэратор.
В рассматриваемом случае, товаром являются товары, используемая при оказании услуг, так как данные товары не передаются Заказчику по товарной накладной или акту передачи, а также не принимаются к бухгалтерскому учёту Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте", а, следовательно, Заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в извещении о закупке.
Из письменных возражений Заказника следует, что с доводом жалобы согласен.
Следовательно, Заказчиком установлены требования, в том числе, к используемым при оказании услуг товарам, что противоречит положениям ч. 3 ст. 43, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе,при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контратакой системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство или законодательство субъекта РФ не содержат положений, ограничивающих возможность Заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД проводимых закупок.
Так же Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Таким образом, Заказчик, определяя коды ОКПД, должен указывать наиболее подходящие по предмету закупки.
При этом, Минфин России обращает внимание, что не допускается выбор Заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае Заказчиком определен следующий код ОКПД2 43.99.90.190 "Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки".
В свою очередь, из извещения следует, что Заказчиком установлены требования к товарам. При этом, как верно, указал Заявитель в своей жалобе коды КТРУ, ОКДП 2 в отношении закупаемых товаров Заказчиком указаны не были.
Из письменных возражений Заказника следует, что с доводом жалобы согласен.
Таким образом, отсутствие в извещении наименований и кодов
ОКДП 2/КТРУ закупаемых товаров нарушает Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, и нарушает положение ч. 6 ст. 23 (п. 5 ч. 1 ст. 42) Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, в указанной части довод Заявителя является обоснованным.
4. В силу п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Заказчиком установлены, в том числе, требования к конкретным показателям товаров "Смеситель".
Описанному в приложении 3 к описанию объекта закупки в соответствии по товарной позиции "дождеприемный колодец" соответствует категория ОКПД 2 25.1- "Маталлоконструкции строительные".
Приложение приказа включает в себя подкласс по ОКПД 2 25.1- "Маталлоконструкции строительные".
Таким образом, в отношении рассматриваемого товара распространяется условия допуска в соответствии Приказом N126н.
Вместе с тем, извещение о проведении Аукциона не содержит сведений об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
Из письменных возражений Заказника следует, что с доводом жалобы согласен.
На основании изложенного Комиссия УФАС пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод является обоснованным.
5. Выявленные в действиях Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 23 (п. 5 ч. 1 ст. 42), ч. 4 ст. 31, п. 15 ч. 1 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 октября 2022 г. N 44-3636/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2022