Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Санкт-Петербургского государственного университета (далее - Заказчик):
ООО "ТАЛАССА" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27054-ЭП/22 от 20.10.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на сохранение объекта культурного наследия: выполнение работ по обследованию и разработке проектно-сметной документации на реставрацию и приспособление для современного использования здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9-11, литер Ц (извещение N 0372100003421000748),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.10.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на сохранение объекта культурного наследия: выполнение работ по обследованию и разработке проектно-сметной документации на реставрацию и приспособление для современного использования здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9-11, литер Ц (извещение N 0372100003421000748) (далее - Конкурс с ограниченным участием).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 9 590 150,38 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме от 26.11.2021 NППИ1 победителем Конкурса с ограниченным участием признано ООО "ТАЛАССА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТАЛАССА" заключен государственный контракт N 31/21/КОЭ/44/МП/ЕД от 07.12.2021 на сумму 9 590 150,38 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.09.2022 ООО "ТАЛАССА", на основании ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи со следующими обстоятельствами:
В соответствии с п. 1.1 Контракта Участник обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по обследованию и разработке проектно-сметной документации на реставрацию и приспособление для современного использования здания и согласованию проекта (далее - Работы) по адресу г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9-11, литер "Ц", а Заказчик обязуется принять результат Работ и обеспечить его оплату.
Согласно п. 4.1.1 Контракта Заказчик обязан передать Участнику исходные данные, разрешительные документы и техническую документацию, необходимые для выполнения Работ по Контракту, в трехдневный срок со дня заключения Контракта.
Соответствующая исходно-разрешительная документация необходима Участнику для получения разрешения на проведение Работ.
Так, Заказчик на запрос Участника от 08.12.2021 направил исходно-разрешительную документацию только 22.12.2021, то есть спустя 15 дней.
Затем, на запрос Участника от 14.12.2021 Заказчик направил исходно-разрешительную документацию только 19.01.2022, то есть спустя 37 дней.
На запрос Участника от 25.03.2022 о предоставлении технического задания по помещениям Заказчик дал ответ лишь 25.04.2022, то есть спустя 32 дня.
Длительная задержка в предоставлении исходной документации непосредственно препятствовала подаче заявления на получение разрешения на производство работ и приостанавливала выполнение Работ по Контракту. Данные задержки не учитывались Контрактом.
Исходная документация Заказчика, переданная Участнику для выполнения Работ по Контракту, содержала существенные недостатки, без устранения которых невозможно получение разрешения на проведение работ, и, как следствие, выполнение Участником соответствующих Работ.
Так, получив документацию от Заказчика 22.12.2021, Участник 27.12.2021 направил заявление на выдачу разрешения на проведение работ в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП).
Письмом исх. N 01-53-3109/21-0-1 от 08.02.2022 от КГИОП был получен отказ в предоставлении разрешения по причине наличия замечаний к исходной документации: недостаточное количество шуфров, глубины зондажей перекрытий, недостаточный объем планируемых к отбору проб, неточности схем зондажей, анализов, микологических исследований, отсутствие документации с пояснительной запиской по шурфам и зондажам.
Участник принял решение увеличить количество зондажей и шуфров и уточнил все схемы, после чего повторно обратился с заявлением на выдачу разрешения 04.03.2022. Следует отметить, что в интересах Заказчика и Объекта Участник по существу согласился за свой счет выполнить дополнительный объем работ.
На совещании с КГИОП 14.04.2022 Участнику было указано на необходимость корректировки Контракта и технического задания к Контракту в связи с недопустимостью выполнения работ в определенном Заказчиком объеме, поскольку предусмотренного Контрактом и техническим заданием к Контракту количества зондажей и исследований недостаточно (требуется больший объем зондажей и исследований, что влечет существенное увеличение объема работ по Контракту), в связи с чем Участник был вынужден отозвать повторное заявление на выдачу разрешения. Учитывая, что Участник в одностороннем порядке не может изменить Контракт и техническое задание, то до внесения изменений в Контракт Заказчиком получение разрешения на проведение работ Участником от КГИОП невозможно.
В указанных условиях, осознавая, что сроки завершения Работ не зависят от действий Участника, оказываясь в ситуации неопределенных перспектив завершения Работ, письмом от 21.06.202211 N 1/21.06 Участник вновь уведомил Заказчика о наличествующих недостатках в переданной им документации, просил дать указания и предложил заключить дополнительное соглашение к Контракту, увеличив объем Работ в соответствии с требованиями КГИОП, сроки и цену Контракта в соответствии с п. 1.3, п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик на данное письмо не ответил, указаний о выполнении Работ в сложившейся ситуации Участнику не дал, дополнительное соглашение об изменении Контракта заключено с Участником не было. Учитывая, что предметом Контракта на первом этапе является обследование объекта, а вторым этапом является разработка проектной документации (на основании проведенного исследования), получение разрешения на проведение работ на обследование объекта, стало невозможным по причинам, не зависящим от Участника.
В связи с изложенными выше обстоятельствами, выполнение Работ в срок оказалось невозможным. Письмом от 21.06.2022 N 1/26.06 Участник просил Заказчика увеличить сроки выполнения Работ, от чего Заказчик необоснованно уклонился. Поскольку конечный срок истекал 30.06.2022 (п. 2.1 Контракта), КГИОП в любом случае отказал бы Участнику в выдаче разрешения на проведение работ ввиду несоответствия сроков, установленных в Контракте, фактическим срокам выполнения Работ
На основании вышеизложенного, учитывая отсутствие содействия со стороны Заказчика, Участником было принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Уведомлением от 19.09.2022 N 3/19.09 одновременно с расторжением Контракта Участник в силу п. 7.11 Контракта вновь передал Заказчику результат выполненных работ, не требующих разрешения на их проведение, а также документы, оформляющие соответствующую приемку. Возражений и замечаний на документацию Участник также не получил.
Согласно п. 7.2. Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, руководствуясь п. 7.2 Контракта, ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 2 ст. 719 ГК РФ, Участник реализовал свое право на односторонний отказ от исполнения государственного контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.09.2022 Участник направил в адрес Заказчика почтой EMS уведомление о расторжении Контракта, 28.09.2022 по Почте России заказным письмом.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Участником 30.09.2022.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия ООО "ТАЛАССА" Решения, Заказчиком устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 20.10.2022.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
По словам представителя Заказчика, Заказчик не препятствовал Участнику исполнять принятые на себя обязательства по Контракту. 12.09.2022 Заказчиком так же было принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке. На заседание Комиссии УФАС Заказчик не представил документов, подтверждающих направление данного решение в адрес Участника, а так же документов, подтверждающих размещение решения на Официальном сайте.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТАЛАССА" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ТАЛАССА" (ИНН: 7751157128) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 октября 2022 г. N РНП-78-1351/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2022