Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ООО "Легал" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 27324-ЭП/22 от 24.10.2022) на действия СПб ГКУ "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытых конкурсов в электронной форме на выполнение работ по ремонту помещений, находящихся в оперативном управлении Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" по адресу: Тамбовская ул., д.71/73, литера А пом.1-Н, 7-Н (извещения N 0372200044322000042) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе 05.10.2022 номер извещения 0372200044322000042. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 346 448,42 рублей.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. п. 12 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Правительство Российской Федерации, согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Постановление Правительства N 2571). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
В позиции 15 Приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлено, что к участникам закупки на работы по текущему ремонту зданий, сооружений предъявляется следующее дополнительное требование: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Правительства N 2571 позиция 15 Приложения к Постановлению N 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Следовательно, при проведении закупки на осуществление работ по текущему ремонту зданий, сооружений Заказчик обязан установить указанные дополнительные требования.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что согласно сведениям размещенного извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки является выполнение работ по ремонту помещений, находящихся в оперативном управлении Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" по адресу: Тамбовская ул., д.71/73, литера А пом.1-Н, т.е. работы, относящиеся к работам по текущему ремонту зданий.
При этом, анализ извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме показал, что вышеуказанное дополнительное требование к участникам не установлено Заказчиком.
Таким образом в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах довод Заявителя Комиссия УФАС находит обоснованным.
2. Согласно п. 11 ч. 1. ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В силу п. 33 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
г) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Извещением предусмотрен следующий порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": "
критерий оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
показатель оценки: Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании.
показатель оценки, детализирующий показатель оценки: Признак N 1 (Одновременное наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по данному показателю, и необходимых для выполнения работ, являющихся объектом закупки). |
Для применения данного показателя оценки, установлен следующий перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по данному показателю, и необходимых для выполнения работ, являющихся объектом закупки: 1. Дрель-миксер электрическая; 2.Дрель-шуруповерт аккумуляторная; 3. Окрасочный аппарат безвоздушного распыления; 4. Отбойный молоток электрический; 5. Перфоратор электрический; 6. Пила дисковая электрическая; 7. Сварочный аппарат инверторного типа. К оценке принимаются следующие документы, подтверждающие наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных установленным перечнем: инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки); договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки); К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
критерий оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
показатель оценки: Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта.
показатель оценки, детализирующего показатель оценки: признак N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров). Предельно максимальное значение общей цены исполненных участником закупки - 13 000 000,00 руб. признак N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров). Предельно максимальное значение общего количества исполненных участником закупки договоров - 20 шт. признак N 3 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров). Предельно максимальное значение цены одного из исполненных участником закупки договоров - 4 000 000,00 руб. |
Оценка заявок по данным детализирующим показателям, осуществляется в порядке, установленном пп. е) п. 20 Положения. К оценке по каждому детализирующему показателю принимаются договора, предмет которых сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Для подтверждения наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, необходимо предоставить исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров). К оценке принимаются исключительно исполненные договора, при исполнении которых подрядчиком (исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Последний акт, составленный при исполнении договора, сопоставимого с предметом контракта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом; К оценке принимаются документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
критерий оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
показатель оценки: Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
показатель оценки, детализирующий показатель оценки: признак N 1 (Наличие у участника закупки, специалистов и иных работников, необходимых для выполнения работ, являющихся объектом закупки). признак N 2 (Наличие у участника закупки, специалистов и иных работников, необходимых для выполнения работ, являющихся объектом закупки, имеющих квалификацию в сфере строительства). |
При применении данного показателя оценки установлен следующий перечень специалистов и иных работников, их квалификация, и необходимые для выполнения работ, являющихся объектом закупки: Ответственный за производство работ (прораб, бригадир, гл.инженер и т.п.), электрик, сантехник, штукатур, маляр.
К оценке "Показателя оценки, детализирующий показатель оценки" признак 1 применяется следующий перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66_1 Трудового кодекса Российской Федерации.
К оценке "Показателя оценки, детализирующий показатель оценки" признака 2 применяется следующий перечень документов, подтверждающих наличие у специалистов и иных работников их квалификации: документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников. |
".
Как ранее было установлено объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту.
Анализ рассматриваемой части извещения показал, что порядок оценки сформирован Заказчиком без учета п.33 Положения.
Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в извещении об осуществлении закупки ненадлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют п. 11 ч. 1. ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы является обоснованным.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в извещение о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 32, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Легал" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 31, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 октября 2022 г. N 44-3684/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2022